Аннотация к рабочей программе воспитателя 2 группы раннего возраста
Настоящая рабочая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников (далее - Программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809).
Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в группе раннего возраста, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно ‑ пространственной и развивающей образовательной среды, выступает в качестве модулей.
Рабочая программа учитывает возрастные особенности детей и направлена на реализацию их естественных потребностей и обеспечение разностороннего развития малышей, их здоровья и безопасности.
Содержание рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и прочее);
-общение с взрослым;
-совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
-самообслуживание;
-действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и прочее);
-восприятие смысла музыки;
-восприятие смысла сказок, стихов;
-рассматривание картинок;
-двигательная активность.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в ДОУ, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, взаимодействие с социальными партнерами.
Организационный раздел рабочей программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы:
–материально-технические условия и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
– особенности разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста, их специальных образовательных потребностей;
-особенности традиционных событий, праздников и мероприятий в группе;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
Обязательная часть рабочей программы разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ и основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 13
Часть, формируемая участниками образовательных отношений основана на реализации приоритетных направлений деятельности ДОУ и выборе парциальных программ, а также включает организацию традиционных событий, праздников и мероприятий, реализуемых ООП
Цели и задачи реализации рабочей Программы
Создать благоприятные условия для полноценного развития каждого ребенка, в соответствии с его индивидуальными особенностями и склонностями в процессе их активизации в разных видах деятельности.
Задачи:
1) Создавать условия для благоприятной адаптации малышей к ДОУ
2) Формировать естественные виды движений, развивать сенсомоторную и двигательную активность.
3) Обогащать игровой опыт каждого ребенка.
4) Развивать сенсорные способности детей и обогащать их предметно-практическую деятельность.
5) Развивать умения понимать речь взрослого и активизировать речевую деятельность малышей.
6) Способствовать музыкальному развитию и проявлению эмоциональной отзывчивости.
7) Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество с семьей.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
10. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
11. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
12. Обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей раннего возраста.
13. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей.
14. Принцип, предполагающий построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, среди которых ведущим видом деятельности для детей является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с малышами.
На третьем году жизни дети (1 младшей группы от 2-3 лет) становятся самостоятельнее. У них продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи, ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь - средство общения ребёнка со сверстниками. Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Появляются действия с предметами-заместителями. В этот период складывается произвольность поведения.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я!». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте (к трём годам):
- у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
- ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
- ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
- ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
- ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
-ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
- ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
- ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
- ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
- ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
- ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
- ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
- ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
- ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
- ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
- ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
- ребенок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу").