ПРОГРАММА по здоровьесбережению ЗДОРОВЯЧОК

ПРОГРАММА
по здоровьесбережению
«Здоровячок»
на 2023-2024 учебный год

«Здоровье – это драгоценность и, при том, единственная,
ради которой не стоит жалеть времени, сил, трудов и великих благ»
Мишель де Монтень

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………...……4
2. Цели и задачи программы……………………………………………………...………...6
3. Объекты программы……………………………………………………………………...7
4. Основные принципы программы………………………………………………………...7
5. Материально-техническая база……………..……………………………………...……8
6. Содержание работ по здоровьесберегающим технологиям, используемым в ДОУ…8
7. Система здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ……………………………10
8. План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников
МАДОУ № 13………………………………………………………………………………..14
9. Организация двигательного режима детей………………………………………….....16
10. Формирование представлений о здоровом образе жизни…………………………......20
11. Организация питания воспитанников…………………………………………………..20
12. План совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и
укрепления здоровья детей…………………………………………………………………..22
13. Кадровое обеспечение программы…………………………………………….………..24
14.Глоссарий………………………………………………………………………...………...25
15. Список литературы………………………………………………………………..………27
Приложение……………………………………………………………………………………28

2

Введение
Программа по здоровьесбережению «Здоровячок» (далее - Программа) разработана
МАДОУ № 13 для детей раннего и дошкольного возраста. Программа представляет собой
систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка. Она отражает эффективные
подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет
основные направления, цели и задачи, а также план мероприятий по реализации программы с
детьми с 1,5 до 7 лет.
Данная Программа раскрывает основные средства физического воспитания, динамику
формирования качества личности ребенка.
Теоретическая значимость и новизна Программы заключается в преобразовании
стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного
отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного материала.
Практическая значимость Программы состоит в разработке определенной системы по
формированию у детей основ здорового образа жизни и применение этой системы педагогами
совместно с родителями (законными представителями) в воспитательно образовательном
процессе дошкольного учреждения и в семейном воспитании.
В раннем и дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия,
физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.
Ребёнок нуждается в организованной среде под заботливым, компетентным
руководством взрослых. Тёплое отношение воспитателей, благоприятный психологический
климат – залог полноценного развития детей.
Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен,
самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.
В детстве формируются важные стороны духовного и нравственного воспитания
ребёнка (эмоциональная и социальная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни).
Этот период призван пробудить детское творчество, обеспечить формирование важнейших
сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных
способностей.
Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок
– результат
взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей (законных
представителей).

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа
жизни» заняли прочное место в беседах с родителями (законными представителями) и детьми,
в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры,
начиная с дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же
нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему
относиться?
Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только
дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала
физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной
установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных
личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.
В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые
дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка
и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и
оздоровления детей.
Проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией
ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно
высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко
наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что
отрицательно влияет не только на состояние здоровья детей, но и на перспективы их
дальнейшего развития. Поэтому, начиная с раннего возраста необходимо приобщать детей к
здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение
к ценности своего здоровья
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе
и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные,
инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание
здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье
детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни
в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в
стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые
требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом
Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической
нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации
педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное
отношение к здоровью.
Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития
страны. Они регламентируются и обеспечиваются рядом нормативно - правовых
документов: Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях
4

прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.),
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
учреждений»,
Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания», Указом
президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»,

5

«Конвенцией ООН «О правах ребенка», «Семейным кодексом РФ», Конституцией РФ,
ст. 38, 41, 42, 43, «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования», Приказом Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных
технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г, Уставом
ДОУ.
Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и
психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную
активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической
работоспособности.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется
высокой заболеваемостью детей раннего и дошкольного возраста, отрицательным влиянием
повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической
патологии. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое
ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из
первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Таким образом, проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и
одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего
коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование
представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения,
гигиены, охраны здоровья.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание оптимальных здоровьесберегающих условий в детском
саду, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья
участников образовательного процесса, формирование устойчивой мотивации и потребности в
сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Задачи:
- Создание комфортного микроклимата в детском коллективе, в ДОУ в целом;
- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру
профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
- Повышение
физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов
и
родителей (законных представителей);
- Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний,
умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией
к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
- Повышение валеологической, медико-психолого-педагогической компетентности
всех участников образовательного процесса.
- Ожидаемые результаты:
- Создан комфортный микроклимат;

6

- В структуру профилактической, оздоровительной и воспитательно-образовательной
модели ДОУ внедрены современные здоровьесберегающие технологии.
- Повышена физкультурно-оздоровительная грамотность педагогов и родителей
(законных представителей);
- У детей сформированы знания, умения и навыки о сохранении здоровья
и ответственности за него;
- У педагогов сформирована профессиональная позиция, являющаяся мотивацией к
здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
- Повышен
уровень
валеологической,
медико-психолого-педагогической
компетентности всех участников образовательного процесса.
3. ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЯЧОК»
- Дети.
- Коллектив ДОУ.
- Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
- «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных
технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны
быть безопасны для здоровья и развития ребенка;
- Активность - включение всех участников образовательных отношений в поиск
эффективных методов оздоровления детей;
- Доступность
использование
здоровьесберегающих
технологий
в соответствии с возрастными особенностями детей;
- Индивидуальность - оздоровительная работа в детском саду должна строиться с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Комплексного междисциплинарного подхода - работа учитывает тесную связь между
медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой
предметности.
- Научность - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на
укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- Оздоровительной направленности - нацелен на укрепление здоровья в процессе
воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только
физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в
детском саду.
- Оптимальность - разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки;
- Последовательность - принцип предполагает последовательную работу по
оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное
усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической
технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
- Систематичность - реализация лечебно–оздоровительных, профилактических
мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю;
7

- Сознательность - осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью;
- Целенаправленность
подчинение комплекса медико–педагогических
воздействий четко определенной цели;
5.
№
п/п

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Задачи

Ответственные

1

Обеспечение необходимым оборудованием:
- технологическим;
- музыкально- спортивным;
-для прогулочных участков; мебелью;
-пополнение развивающей предметно-пространственной
среды в соответствии с ФГОС;

Заведующий ДОУ,
Заведующий хозяйством,
Старший воспитатель

Заведующий хозяйством

2

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в
ДОУ (соблюдение ТБ при организации воспитательнообразовательного процесса и самостоятельной
деятельности, своевременная замена мебели и
оборудования в ДОУ).
6.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ДОУ

Мероприятия
Ответственные
Сроки
Результат
Обеспечение высокого качества медико-педагогического сопровождения воспитанников
Обеспечение режимов пребывания
воспитанников в ДОУ с учётом их
Педагоги ДОУ
ежедневно
индивидуальный подход
индивидуальных особенностей
Обеспечение воспитанников
качественным сбалансированным 3- Медсестра
х и 4-х разовым питанием
Повар
ежедневно
индивидуальный подход
соответствующим данной
Пом. воспитателей
возрастной категории.
Повышение
эффективности работы
ДОУ по профилактике
Медсестра
Разработка и реализация плана
заболеваемости и
Старший
работы ДОУ по профилактике
оздоровлению
заболеваемости и оздоровлению
воспитатель
воспитанников.
воспитанников.
Снижение уровня
заболеваемости
воспитанников

8

Старший
воспитатель

В течение
года

Старший
воспитатель

В течение
года

Формирование системы
использования
здоровьесберегающих технологий в
организации воспитательнообразовательного процесса

Прохождение курсов повышения
квалификации педагогов по
вопросам здоровьсбережения

В течение
года
Проведение спортивных праздников
Педагоги ДОУ
и развлечений

Консультирование родителей
(законных представителей)
по вопросам здоровьесбережения

Проектная деятельность,
направленная на сохранение и
укрепление здоровья
воспитанников
Организация индивидуального
консультирования педагогов по
вопросам сохранения и укрепления
здоровья воспитанников.

Работа с родителями (законными
представителями) по направлению
сохранения и укрепления здоровья
детей.

Педагоги ДОУ

В течение
года

В течение
года
Педагоги ДОУ

Старший
воспитатель
медсестра

Старший
воспитатель
Педагоги ДОУ

9

В течение
года

В течение
года

Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов, которая
предполагает: знание
программ, методик и
технологий по
здоровьесбережению
детей. Снижение уровня
заболеваемости
воспитанников
Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов по вопросам
здоровьесбережения
Повышение интереса
детей и родителей
(законных
представителей)
в
области физического
развития
Повышение
компетентности
родителей (законных
представителей) в
вопросах
здоровьесбережения
Разработка и реализация
проектов, направленных
на сохранение и
укрепление здоровья
воспитанников
Увеличение
доли
педагогов с высоким
уровнем компетентности
по
вопросам
здоровьесбережения
Увеличение доли
родителей, (законных
представителей)
с
высоким уровнем
компетентности по
вопросам
здоровьесбережения

Информирование
о
ходе
Ответственный за
оздоровительной деятельности и её
сайт
результатах
Оценка качества результатов деятельности
Старший
воспитатель
Мониторинг состояния здоровья и
развития детей раннего и
Врач
дошкольного возраста.
Медсестра
Воспитатели групп

Размещение
информации на стендах,
сайте ДОУ и в соц.сетях

Анализ результатов
мониторинга.
Определение перспектив
деятельности

7. СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ДОУ
В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие
виды здоровьесберегающих технологий:
Виды
Время проведения в режиме дня;
Особенности методики
здоровьесберегающих
возраст детей
проведения
технологий
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
1.Подвижные
спортивные игры

и Как
часть
физ.занятия,
как Игры
подбираются
в
прогулке, в группе со средней соответствии с программой
степенью подвижности, ежедневно по
возрасту
детей.
Используются
только
элементы спортивн6ых игр.
2.Физкультурные
Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех Рекомендуются для всех детей
в качестве
минутки
возрастных группах
профилактики утомления
3.Пальчиковая
С
младшего
возраста
Рекомендуется
детям
с
гимнастика
индивидуально, с подгруппой и всей речевыми проблемами.
группой.
Проводится в любое время
4.Дыхательная
В разных формах физкультурно- Проветривание помещения и
гимнастика
оздоровительной работы, начиная с обязательная гигиена полости
младшей группы
носа перед проведением
процедур.
5.гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5минут в свободное Рекомендуется
показ
время,
в
зависимости
от воспитателя и использование
интенсивности нагрузки, начиная с наглядности
младшей группы
6.Закаливание
Ежедневно, начиная с младшего
Комплексы физ.упражнений в
спальне и группе.
(упражнения
после возраста.
сна)

10

7.Динамические
паузы

Во время НОД и между НОД 2В НОД в виде игр. Между
5минут по мере утомляемости, НОД в виде танцевальных
начиная со 2младшей группы.
движений, элементов
релаксации
8.Интегрированные
Последняя неделя каждого месяца
Интеграция
содержания
занятия
различных образовательных
областей
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
1.Физкультурное
2-3 раза в неделю в спортивном или Занятия
проводятся
в
соответствии программой, по
занятие
музыкальном залах
которой работает ДОУ. Перед
занятием необходимо хорошо
проветрить
помещение
2.Проблемно-игровые В свободное время, можно во Занятие
может
быть
(игротреннинги
и второй половине дня. Время строго организовано не заметно для
ребенка,
посредством
не фиксировано
игротерапия)
включения педагога в процесс
игровой
деятельности
2 раза в неделю по 30 мин. со входят беседы, этюды и игры
3.Коммуникативные
старшего возраста
разной степени подвижности,
игры
занятия рисованием, лепкой и
др.
4. Занятия из серии
«Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст.
возраста

Могут быть включены в сетку
занятий в качестве
познавательного развития

5.Самомассаж

В зависимости от поставленных
педагогом целей, сеансами либо в
различных формах физкультурнооздоровительной работы

Необходимо объяснить
ребенку серьезность
процедуры и дать детям
элементарные знания о том,
как не нанести вред своему
организму

6.Точечный
самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий,
в осенний и весенний периоды в
любое удобное для педагога время
со старшего возраста

Проводится строго по
специальной методике.
Используется наглядный
материал

11

3. Коррекционные технологии
1.Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со
Занятия используют для
старшего возраста
психологической
терапевтической и
развивающей работы. Сказку
может рассказывать
взрослый, либо это может
быть групповое
рассказывание, где
рассказчиком является не
один человек, а группа детей
2.Технологии
В различных формах физкультурно- Используются в качестве
музыкального
оздоровительной работы; либо
вспомогательного средства
воздействия
отдельные занятия 2-4 раза в месяц как часть других технологий;
в зависимости от поставленных
для снятия напряжения,
целей
повышения эмоционального
настроя и пр.
3.Технологии
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 Группы составляются не по
коррекции поведения мин. со старшего возраста
одному признаку - дети с
разными проблемами
занимаются в одной группе.
Занятия проводятся в игровой
форме
4.Фонетическая
2 раза в неделю с младшего возраста Цель занятий - фонетическая
ритмика
не раньше чем через 30 мин. после
грамотная речь без движений
приема пищи.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.
Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст
– 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить
помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во
второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных
педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения
педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды
и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут
быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии
эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по

12

специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и
болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурнооздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от
поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других
технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком
является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками
необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в
зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе
снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у
ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает
тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно
изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при
условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне
их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния
здоровья, уровня закаленности;
- сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе
закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить
программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей,
разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень
закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом
дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее
доступные:
- нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
- прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним
из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20
градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность
пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную
деятельность ребенка;

13

Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки
выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по
3 круга, в младшей группе - 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний
воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).
В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования –
это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь).
В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем,
обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится
более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость,
улучшается сон.
В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре
воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной
температуры.
При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры
3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.
В подготовительной группе введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом
растворе.
В повседневной работе использование начиная с младшей группы схемы
индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается в какую
закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём,
вечером).
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением
развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию
здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он
жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог
успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
8. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ВОСПИТАННИКОВ МАДОУ № 13
Физкультурно-оздоровительная работа
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
1 Утренняя гимнастика с использованием
корригирующих и дыхательных упражнений
ежедневно
воспитатели
2 Организация жизни детей в адаптационный период, ежедневно
воспитатели
создание комфортного режима
3 Физкультурные занятия
3 раза в неделю воспитатели
4 Спортивные развлечения и праздники
1 раз в месяц
5 Специальные гимнастические упражнения для
ежедневно
воспитатели
профилактики плоскостопия, нарушения осанки.
Динамические паузы во время проведения НОД
ежедневно
воспитатели
6 Гимнастика после дневного сна
ежедневно
воспитатели
14

7
8
9
10
11
12
13
14

Прогулки на воздухе с включением подвижных игр
и игровых упражнений
Организация самостоятельной двигательной
активности детей
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика в игровой форме
Хождение босиком по «дорожке здоровья»
Обширное умывание
Игры с водой

ежедневно

воспитатели

ежедневно

воспитатели

ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
в теплое время
года
ежедневно

воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели

в теплое время
года
Профилактическая работа

воспитатели

Воздушные ванны (облегченная одежда
соответствует сезону года)
16 Хождение босиком на траве
15

1

2

3

4

5

6

Рациональная организация внутреннего
пространства в соответствии с требованиями
СанПиНов.
Создание условий для организации двигательной
активности воспитанников, включающей в себя
предусмотренные программой занятия
физкультурой, активные паузы в режиме дня, а
также физкультурно-оздоровительную работу.
Организация рационального питания и
витаминизация воспитанников: организация
второго завтрака (соки, фрукты), строгое
выполнение натуральных норм питания,
соблюдение питьевого режима, гигиена приема
пищи, индивидуальный подход к детям во время
приема пищи, правильность расстановки и подбора
мебели.
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Профилактика заболеваний полости рта и
носоглотки.
Нормализация функции ЦНС
(соблюдение режима; музыкотерапия;
сказкотерапия;)

медсестра
постоянно
постоянно

заведующая,
воспитатели,
завхоз

постоянно

воспитатели

постоянно

воспитатели

в период
вспышки
заболеваний
в теч. года

15

воспитатели

медсестра

педагоги
медсестра

7

Рекомендации родителям часто болеющих детей по в теч. года
оздоровлению в летний период (по закаливанию,
питанию, одежде).
Коррекционная работа психолога

медсестра

1

Обеспечение благоприятного психологического
климата в ДОУ
Обследование детей

в теч. года

психолог

сентябрь май

психолог

2
3
4

Индивидуальная коррекционная работа детьми,
нуждающимися в коррекции
Коррекционная работа по подгруппам, со всей
группой
Консультирование родителей, воспитателей

психолог
по графику
2 раза в неделю

психолог

в теч. года

5

Выступления на родительских собраниях

в теч. года

психолог
психолог

6

Обеспечение благоприятного психологического
климата в ДОУ

постоянно

Педагоги

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является
обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить
физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных
качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего
дня.
Модель двигательного режима МАДОУ №13
Формы организации

1. Утренняя гимнастика
2.Гимнастика пробуждения
3. Подвижные игры

Младший возраст
младшая
средняя
группа
группа
5-6 мин
6-8 мин
5-6 мин
5-8 мин
Не менее 2-4 разз в день
6-10 мин

4. Спортивные игры

5. Спортивные упражнения на
прогулке

10-15 мин

Старший возраст
старшая
подготов
группа
ительная
8-10 мин
10 мин
5-10 мин
5-10 мин
15-20 мин

15-20
мин

Целенаправленное
ообучение педагогом не реже 1 раза
в неделю
Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в
неделю
-

16

10 мин
6. Основные виды движений на
прогулке
7.
НОД
развитию

по

8.
Часть
в
деятельности
9.Двигательные
музыку

8-12 мин

Ежедневно по подгруппам
5-7 мин
8-10 мин

20 мин
15 мин
музыкальной 2 раза в неделю
3-5 мин
игры

5 мин

под 1 раз в неделю
5-10 мин

11.Спортивные праздники

15 мин

12. День здоровья
13. Неделя здоровья
14. Фестиваль «Зимушка-Зима»
15.Самостоятельная
двигательная активность

25 мин
7-10 мин

30 мин
10 мин

1
раз
в 1
раз
неделю 10в
15 мин
неделю 1520 мин

1 раз в
неделю
25 мин

20 мин

30 мин

30-35
мин

20-25 мин

50-60 мин

50-60
мин

3 раза в год
20-25 мин

Физкультурные
занятия

10 мин

1 раз в месяц
20 мин

Утренняя
гимнастика

10-15
мин

физическому 3 раза в неделю

10. Спортивные развлечения

Виды занятий

10-12 мин

2 раза в год
2 раза в год
1 раз в год
Ежедневно индивидуально и подгруппами

Модель режима двигательной активности детей
Варианты содержания
Особенности организации
-Традиционная гимнастика
-Аэробика
-Ритмическая гимнастика
-Корригирующая гимнастика
-Традиционные занятия
-Игровые и сюжетные занятия Занятия тренировочного типа
-Тематические занятия
-Контрольно-проверочные занятия
-Занятия на свежем воздухе

17

Ежедневно утром, на открытом
воздухе или в зале.
Длительность 10-12 мин.
Два занятия в неделю в
физкультурном зале.
Длительность 20-35 мин.

Физкультминутки
Музыкальные
минутки

-Упражнение для снятия общего и
локального утомления -Упражнения
для кистей рук
-Гимнастика для глаз
-Гимнастика для улучшения слуха
-Дыхательная гимнастика Упражнения для профилактики
плоскостопия
Корригирующая
-Разминка в постели – корригирующие
гимнастика после сна упражнения и самомассаж
-Оздоровительная ходьба по
массажным и ребристым дорожкам Развитие мелкой моторики и
зрительно-пространственной
координации

Ежедневно проводятся во
время занятий по развитию
речи, ИЗО, формированию
математических
представлений.
Длительность 3-5 мин.

Подвижные игры и
физические
упражнения на
прогулке

-Подвижные игры средней и низкой
интенсивности -Народные игры
-Эстафеты
-Спортивные упражнения (езда на
велосипедах, катание на санках)
-Игры с элементами спорта (футбол,
бадминтон, городки, баскетбол,
хоккей)

Ежедневно, на утренней
прогулке.
Длительность 20-25 мин.

-Игры, которые лечат
-Музыкальные игры
-Школа мяча

На прогулке во второй
половине дня
Длительность 15-20мин.
2 раза в неделю, группами по
5-7 человек, проводится во
время утренней прогулки.
Длительность 3-7 мин.

Оздоровительный
бег

«Недели здоровья»

-Занятия по валеологии Самостоятельная двигательная
деятельность
-Спортивные игры и упражнения Осенние и весенние чемпионаты по
прыжкам, бегу.
-Совместная трудовая деятельность
детей, педагогов и родителей Развлечения.

18

Ежедневно, при открытых
фрамугах в спальне или
группе.
Длительность 7-10 мин.

4 раза в год (в октябре, январе,
марте, июле)

Спортивные
праздники и
физкультурные
досуги

Самостоятельная
двигательная
деятельность

-Игровые
-Соревновательные
-Сюжетные
-Творческие
-Комбинированные
-Формирующие здоровый образ
жизни
-Самостоятельный выбор движений с
пособиями, с использованием
самодельного или приспособленного
инвентаря.

Участие родителей в
физкультурнооздоровительных,
массовых
мероприятиях,
занятиях

19

Праздники проводятся 2 раза в
год.
Длительность не более часа.
Досуги - один раз в квартал.
Длительность не более 30 мин.

Ежедневно, во время
прогулки, под руководством
воспитателя.
Продолжительность зависит
от индивидуальных
особенностей.
Подготовка и проведение
физкультурных досугов,
праздников, дней здоровья.

10. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных
мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать
решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование первоначальных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить
свои состояние и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
- систематическая работа по формированию знаний и умений действовать в опасных
жизненных ситуациях.
Для осуществления формирования представлений о здоровом образе жизни в детском
саду необходимо создать условия:
- сотрудники должны быть внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относиться
к каждому ребёнку;
- отношения между работниками детского сада должны строиться на основе
сотрудничества и взаимопонимания;
- организовать развивающую среду с учётом потребностей и интересов детей;
- проведение разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических
досугов, праздников;
- строить занятия на интересах детей, использовать индивидуальный подход к каждому,
совмещая деятельность взрослого и ребёнка;
- стремиться к снижению утомляемости ребёнка во время НОД
11. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья и
бодрости. От правильного питания зависит состояние здоровья детей. О нем необходимо
заботиться с раннего детства. Правильное питание обеспечивает детей необходимыми
витаминами, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам и инфекциям.
Условия и организация питания обучающихся
Воспитанники Учреждения получают сбалансированное четырёхразовое питание,
обеспечивающее растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При
организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности
в основных пищевых веществах.
Организацию питания детей (получение, хранение и учёт продуктов питания,
производство кулинарной продукции на пищеблоке, создание условий для приёма пищи
детьми в группах и пр.) осуществляют работники Учреждения в соответствии со штатным
20

расписанием и функциональными обязанностями (заведующая, повар, кладовщик, работники
пищеблока, воспитатели, помощники воспитателей).
При распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в
Учреждении 12 часов, используется следующий норматив: завтрак – второй завтрак, обед,
уплотнённый полдник.
Питание в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным цикличным
десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей детей в
пищевых веществах с учётом рекомендуемых среднесуточных норм питания возрастных
категорий: для детей с 1,5 до 8 лет, утверждённым заведующим Учреждения. При составлении
меню и расчёте калорийности соблюдается оптимальное соотношение пищевых веществ
(белков, жиров, углеводов).
На основании утверждённого примерного меню ежедневно составляется меню –
требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста,
которое утверждается заведующим Учреждения.
Приготовление первых, вторых блюд, салатов, кондитерских изделий осуществляется
на основе технологических карт оформленных в картотеке блюд в соответствии с
десятидневным меню.
Ежедневно в меню включаются: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо,
картофель, овощи, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные
продукты (творог, рыба, сыр, яйцо и другие) – 2-3 раза в неделю.
При отсутствии, каких либо продуктов, в целях полноценного сбалансированного
питания, производится замена на равноценные по составу продукты в соответствии с
утверждённой СанПиН таблицей замены продуктов по белкам и углеводам.
В целях профилактики гиповитаминозов в Учреждении проводится круглогодичная
искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводят в третье блюдо
после охлаждения непосредственно перед выдачей.
Выдача пищи на группы осуществляется строго по утверждённому графику только
после проведения приёмочного контроля бракеражной комиссией. Результаты контроля
регистрируются в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции».
Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями их хранения и сроками
годности, установленными предприятием – изготовителем в соответствии с нормативнотехнической документацией. Складские помещения для хранения продуктов оборудованы
приборами для измерения температуры и влажности воздуха, холодильным оборудованием с
контрольными термометрами.
Устройство, оборудование и содержание пищеблока Учреждения соответствует
санитарным правилам к организациям общественного питания. Всё технологическое и
холодильное оборудование в рабочем состоянии.
Для приготовления пищи используется электрооборудование, электрическая плита. В
помещении пищеблока проводится ежедневная влажная уборка, генеральная уборка по
утверждённому графику.

21

Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- культурно- гигиенические правила приёма пищи и поведения детей за столом;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания;
- индивидуальный подход к детям во время приема пищи;
- правильная расстановка мебели;
- формирование определенных знаний и навыков правильного питания детей;
- способствовать развитию у детей устойчивого интереса к сохранению своего здоровья.
12. ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО
ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Дата
сентябрь

октябрь

ноябрь

Наименование мероприятия
Педагогическая гостиная «Давайте познакомимся»
Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»
Анкетирование «Путь к здоровью, силе, бодрости»
Консультация для родителей. «Как помочь ребенку в период
адаптации?»
Составление паспорта здоровья
Беседа с детьми на тему «Полезное – не полезное
Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья
детей»
Анкетирование «Заботитесь о здоровье детей?»
Конференция «Гигиена детства»
Листовка «Здоровый быт детей в семье»
Мастер-класс «Подвижные игры в детском саду»
Проведение НОД «Витамины и полезные продукты»
Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет»
Папка-передвижка «Здоровье - прежде всего»
Круглый стол «Режим дня в жизни ребенка»
Школа для родителей «Советы Айболита» Тема: «Формирование
правильной осанки»
Беседа с детьми «Мы были в гостях у врача»
Досуг для детей «Если ты заболел»
Продуктивная деятельность. Лепка «консервируем овощи и фрукты»

декабрь

Консультация «Организация физического воспитания детей в семье»
Листовка «Профилактика детской близорукости»
Устный журнал «Помогите ребенку укрепить здоровье»
Газета «На пути к здоровью»
Советы родителям «Веселая физкультура в квартире»

22

Ответственный
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Мед. сотрудн
воспитатели
воспитатели
воспитатели

воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели

воспитатели
воспитатели

январь

февраль

Продуктивная деятельность. Аппликация «Хозяйка однажды с базара
пришла»
Консультация «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости
ребенка»
Папка-передвижка «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ... Как быть?»
Листовка «Как идти с ребенком на прием к врачу»
Праздник здоровья «Спортивная семья»
Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»
Вечер для родителей «Играем вместе»:

воспитатели

Театрализация сказки «Колобок»
Газета «На пути к здоровью»
Советы Айболита «Профилактика плоскостопия»

воспитатели

март

Консультация «Питание ребенка-дошкольника»
Конференция «Закаливание ребенка»

апрель

Листовка «Релаксационная гимнастика после сна»
День открытых дверей «Мы вместе»
Папка-передвижка «Больше внимания осанке»
Дидактические игры и упражнения «чудесный мешочек», «узнай и
назови овощи»
Неделя здоровья дома «Дружная семья»

май

Анкетирование «Соблюдаете режим?»
Консультация «Спортивный уголок дома»
Газета «На пути к здоровью»
Консультация для родителей «Детские слезы»
Беседа с детьми «Чистота и здоровье»
Продуктивная деятельность. Аппликация «Мыло пенится в корыте, мы
стираем посмотрите»
Педагогическая гостиная «Дыхание – основа здоровья»
Школа для родителей «Советы Айболита» Тема: «Вечерние игры»
Развлечение «Хоровод подвижных игр на воздухе»
Папка-передвижка «Что делать до прихода врача, или первая помощь»
Групповое родительское собрание Тема:
"Забота о здоровье ребенка".
Досуг «Папа, мама, я-спортивная семья»

23

воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели

мед сотрудник
воспитатель
воспитатели
воспитатели
воспитатели

воспитатели

воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели

13. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Заведующий ДОУ:
- общее руководство по внедрению программы;
- ежемесячный анализ реализации программы;
- контроль соблюдения охраны жизни и здоровья детей.
Старший воспитатель:
- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации
программы;
- проведение мониторинга (совместно с пед.персоналом); -контроль реализации
программы.
Медицинские работники:
- выявление часто и длительно болеющих детей;
- определение оценки эффективности показателей физического развития, критериев
здоровья;
- составление плана диспансеризации;
- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей; - контроль реализации
программы.
Инструктор по физкультуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- физкультурные занятия;
- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах; - утренняя
гимнастика в сочетании с воздушными ваннами.
- проведение оздоровительных занятий (подгрупповые и индивидуальные);
реализация программы здоровьесбережения.
Музыкальный руководитель:
- реализация здоровьесбережения в образовательной деятельности.
Педагог-психолог:
- реализация здоровьесбережения в образовательной деятельности; - обеспечение
эмоционального благополучия детей и сотрудников ДОУ.
Воспитатели:
- реализация программы здоровьесбережения;
-пропаганда здорового образа жизни;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей; Заведующий хозяйством:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
- создание материально – технических условий;
- контроль выполнения персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации
программы; Повар:
- контроль соблюдения технологии приготовления блюд и рационального питания;
Помощник воспитателя:
- соблюдение санитарно – гигиенического режима;
- помощь педагогам в организации образовательной деятельности;
- реализация программы здоровьесбережения.
24

14. ГЛОССАРИЙ
Валеология «общая теория здоровья»- наука о здоровом образе жизни.
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности
детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного
аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой
форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует
быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности.
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные
виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц,
прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части
(ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса
упражнений дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения
объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими
дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная
утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и
т.д.
Оздоровительные занятия проводятся регулярно.
Музыкальные занятия в ходе проведения используются ритмические, музыкальнодидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры,
игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамические паузы- заполненная разнообразными видами двигательной деятельности,
отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием
движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения
работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи,
ИЗО-деятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика,
пальчиковые игры.
Физкультминутки-проводятся с целью повышения умственной работоспособности и
снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка
состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и
кровообращение.
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после
продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения
стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в
комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры - развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и
внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

25

Профилактическая гимнастика - проводится с целью повышения функциональных
возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую
гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом
игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и
подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока.
Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие
движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз - упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных
точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения,
рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика - способствует нормализации дыхания, укрепляет
дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке - один из способов тренировки и
совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку,
после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие
отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость,
меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень
подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать
интересные двигательные игровые задания.
Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика - выполняются для снятия
напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние
покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных
переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения
перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.
Бодрящая гимнастика - проводится после дневного сна Цель: сделать более
физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять
мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели,
потягиваются, встают и ходят по массажным коврикам («дорожкам здоровья»).
Закаливание - повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям,
способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на
психосоматическое состояние ребенка.
Лечебная физкультура (ЛФК) - совокупность методов лечения, профилактики и
медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений,
специально подобранных и методически разработанных. В основе лечебного действия
физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки.
Интегрированное занятие - это занятие, которое направлено на раскрытие целостной
сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются
в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение
26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети
России образованы и здоровы. - М.,2009г.
2. Каменская В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих
технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие.
- СПб., 2008г.
3. Лукина Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий
физическими упражнениями.- СПб., 2010г.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений.- М., 2000г.
5. Сочеванова Е.А. Вариативность содержания региональной программы по
физической культуре дошкольников. - СПб., 2007г.
6. Филиппова С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в
дошкольном учреждении. - СПб., 2009г.
7. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников. - СПб.,
2002г.
8. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного
возраста». - М., 2000г.
9. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993г.
10. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ.- М., 2005г.
11. Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду». - М., 2003г.
12. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье.- М., 2003г.
13. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада.- М., 2007г.
14. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного
учреждения: проектирование, тренинги, занятия.- В., 2009г.
15. Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость! Спортивные игры с использованием
нестандартного оборудования СПб., 2002г.
16. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников.- М., 2003г.

27

ПРИЛОЖЕНИЕ

28

ПЛАН
профилактической и оздоровительной работы
МАДОУ № 13
на 2023 - 2024 учебный год

29

№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2

3
4

5

6
7
8
9

10
11

1
2

Мероприятия

Сроки

Профилактическая работа
Анализ:
в течение
года
показателей заболеваемости за квартал,
полугодие, год
лечебно-оздоровительной работы
ежемесячно
диспансерного наблюдения за
в течение
воспитанниками
года
летней оздоровительной работы
август
санитарно-просветительской работы
один раз в
квартал
Углубленный медицинский осмотр,
в течение
проведение антропометрических измерений,
года
анализ физического развития детей
Осмотр детей во время утреннего приема в
ежедневно
ДОУ, опрос родителей
Стоматологический осмотр и санация
один раз в
полости рта детей, состоящих на "Д" учете, в
год
группе риска
Наблюдение за детьми, имеющими
по плану
хронические заболевания
диспансериза
ции
поликлиники
Проведение занятий с детьми по
один раз в
профилактике травматизма
квартал
Осмотр врачами-специалистами детей
в течение
декретированных возрастов
года
Осмотр детей врачом-педиатром
один раз в
месяц
Комплексный осмотр врачамиспециалистами
один раз в
детей подготовительной группы
год
Обследование детей и персонала на
один раз в
гельминты
год
Лечение контактных детей с целью
в течение
профилактики энтеробиоза
года
Противоэпидемическая работа
Выписка направлений на прививки детям
в течение
(по отдельному плану)
года
Прохождение работниками медицинских
ноябрь,
профосмотров
май

30

Исполнитель

медицинская сестра,
врач-педиатр

медицинская сестра
медицинская сестра
медицинская сестра,
врач-педиатр
воспитатели,
медицинская сестра
стоматолог

медицинская сестра,
врач-педиатр

воспитатели
врачи-специалисты
врач-педиатр
врач-педиатр, врачиспециалисты
медицинская сестра
медицинская сестра

медицинская сестра,
врач-педиатр
медицинская сестра

3
4
5
6

Флюорографическое обследование
работников
Учёт инфекционных больных, карантинов
Строгое соблюдение принципа изоляции при
карантинах
Проведение мероприятий по недопущению
заноса инфекций в ДОУ

7

Осмотр детей на педикулез

8

Проведение инструктажа с вновь принятыми
на работу сотрудниками
Проведение противоэпидемических
мероприятий при вспышках ОРВИ, грипп,
коронавирусной инфекции и других
инфекционных заболеваний
Соблюдение адаптационного периода при
приеме детей раннего возраста в ДОУ
Общее кварцевание помещений в период
роста заболеваемости

9

10
11

12
13
14

1
2
3

4

Витаминизация третьего блюда (витамин
"С")
Использование в питании народных средств
(употребление чеснока, лука и др.)
Ароматизация
групповых
помещений
(чесночные ингаляции)

один раз в
год
в течение
года
в течение
года
в течение
года

медицинская сестра
медицинская сестра
медицинская сестра,
врач-педиатр

один раз в 10
дней
при приёме
на работу
по
эпидобстано
вке

воспитатели,
медицинская сестра
заведующая,
медицинская сестра
медицинская сестра,
воспитатели

сентябрь –
октябрь
февраль,
март,
октябрь,
ноябрь
ежедневно

воспитатели

в течение
года
в период
вспышки
ОРВИ,
гриппа,
коронавирус
а
Санитарно-гигиеническая работа
Наблюдение за санитарным состоянием
ежедневно
помещений ДОУ
Наблюдение за личной гигиеной детей,
ежедневно
состоянием их белья, одежды, обуви
Наблюдение за личной гигиеной
ежедневно
сотрудников, осмотр работников пищеблока
на предмет выявления гнойничковых
заболеваний
Контроль соблюдения санитарных правил
ежедневно
работниками ДОУ
31

медицинская сестра

медицинская сестра

медицинская сестра,
повар
педагоги
педагоги

медицинская сестра
воспитатели,
медицинская сестра
медицинская сестра,
Повар

медицинская сестра,
старший воспитатель,

5
6
7
8

9

10
11

12

завхоз
медицинская сестра

Техническое обучение обслуживающего
персонала ДОУ санитарному минимуму
Проведение текущей уборки помещений
ДОУ (по отдельному графику)
Проведение генеральной уборки помещений
ДОУ (по отдельному графику)
Наличие аптечек в группах, пищеблоке,
прачечной, их пополнение медикаментами,
перевязочным материалом

один раз в
месяц
ежедневно

Обеспечение работников моющими
средствами, уборочным инвентарем,
средствами индивидуальной защиты,
спецодеждой
Мытьё игрушек
Маркировка уборочного инвентаря, посуды,
детской мебели

в течение
года

Завхоз

ежедневно
сентябрь

педагоги
медицинская сестра,
обслуживающий
персонал
медицинская сестра,
завхоз

Соблюдение температурного режима

ежедневно
в течение
года

ежедневно

обслуживающий
персонал
обслуживающий
персонал
медицинская сестра

Оздоровительная работа
1
2

3
4
5

6
7
8
9

Обеспечение
воздушного
режима
в
помещениях ДОУ
Обеспечение естественного и
искусственного освещения в групповых
помещениях
Проведение с детьми утренней и
дыхательной гимнастики
Осуществление режима двигательной
активности детей в течение дня
Осуществление закаливающих процедур
(ходьба босиком, контрастное обливание ног,
упражнения на укрепление осанки,
исправление плоскостопия и др.)
Полоскание рта противовоспалительными
травами, чистка зубов после приема пищи
Проведение сезонного кварцевания
Привитие гигиенических навыков детям,
воспитание здорового образа жизни
Проведение физкультурных занятий и
развлечений (по отдельному плану)

32

ежедневно
ежедневно

работники ДОУ,
заместитель завхоз
педагоги, завхоз

ежедневно

педагоги

ежедневно

педагоги

ежедневно

педагоги

ежедневно

педагоги, родители

октябрь,
февраль
ежедневно

медицинская сестра

в течение
года

медицинская сестра,
педагоги, родители
педагоги

в течение
года

медицинская сестра

11

Хронометраж физкультурных занятий с
определением физиологической кривой и
тренирующего эффекта
Прогулки на свежем воздухе

ежедневно

педагоги

12

Умывание лица, шеи, рук

ежедневно

педагоги, родители

13

Точечный массаж, самомассаж отдельных
частей тела
Оздоровительный бег

ежедневно

педагоги

ежедневно

педагоги

10

14

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».