ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………….3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………..6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………..10 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………..25 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………25 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………..26 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ…………………………………….27 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………27 2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..27 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………...28 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказка - детям подсказка» - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». − Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). − Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». − Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». − Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Актуальность. В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Не секрет, что современные мультфильмы и кинофильмы развращают детей, которые в силу своего возраста не всегда могут сделать правильный выбор в 3 пользу добра. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Воображение есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально - педагогических средств формирования личности детей. Адресат. Данная программа рассчитана на детей от 5-7 лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка на первый год обучения по данной программе предварительной подготовки не требуется. Возрастные особенности. 5-6 лет. – способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; - развивать умение внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать считалки, стихотворения, скороговорки, прививать интерес к чтению больших произведений (по главам); - побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; - продолжать объяснять доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений; - воспитывать чуткость к художественному слову, умение вслушиваться в ритм поэтического текста; - помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках; - продолжать обращать внимание детей на иллюстрации, сравнивать иллюстрации разных художников. 6-7 лет. - продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, эмоциональную отзывчивость на литературное произведение, 4 способность сопереживать и отождествлять себя с полюбившимися героями, чувство юмора - формировать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; - продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях; - продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников; - развивать умение различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихотворение. Количество детей в группе 12-15 человек. Рекомендуемое количество часов на освоение программы Данная работа организуется в старшей и подготовительной группах с октября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие». Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц. Первый год обучения – 10ч. 40минут, второй год обучения – 17 часов. Продолжительность одного занятия в первый год обучения – 25 минут, во второй год обучения – 30 минут, 1 раз в неделю. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения. Формы обучения: очная. Формы занятия: групповые. Виды занятий: чтение сказки, театрализация, ручной труд, изодеятельность. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий. Придумывание новых сказок, небылиц, рассказов. Придумывание продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки). Сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов. Цель: повышение интереса детей к работе с книгой, дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок, воспитание нравственных качеств личности через театрализованную деятельность. Задачи: 1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации. 2. Поддержание и развитие детской эмоциональности. 3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей. 4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников. 5 1.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Старшая группа (первый год обучения) Месяц Тема Количество занятий в неделю Октябрь 1.Ненецкая 1-2 неделя сказка «Кукушка» Ноябрь Декабрь Январь Количеств о занятий в месяц 2 Другие формы работы (совместная деятельность) Активизирующее общение: составление кодекса «Кто примерный сын, кто примерная дочь». 2. «Бычок – 3-4 неделя черный бочок, белые копытца». 1. 1-2 неделя «Хаврошечка ». 2 Выставка иллюстраций к сказке. 2 Лепка панно из солёного теста «Сад для Хаврошечки». 2. «Лиса кувшин». и 3-4 неделя 2 Выставка книг «Сказки, где участвует лисичкасестричка». Драматизация сказки для детей младшей группы. 1. «Дюймовочка ». Г.Х.Андерсен а. 2. «Зимовье». 1-2 неделя 2 Выставка работ из природного и бросового материала «Комнатка для Дюймовочки». 3-4 неделя 2 Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками. Лепка из пластилина героев сказки «Зимовье». 1. «Снегурочка и лиса». 1-3 неделя 3 Беседа по содержанию сказки. Настольный театр «Снегурочка и лиса». 6 Февраль 1. «Лиса- 1-2 неделя лапотница». 2 Беседа по содержанию сказки. Пальчиковый театр «Лиса-лапотница». 2. «Лисичка- 1-2 неделя сестричка и волк». 2 Драматизация сказки для родителей. Март 1. «Царевна- 1-2 неделя лягушка». 2 Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками. Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности. Март 2. Ненецкая 3-4 неделя сказка «Айога» 2 Выставка книг о труде, взаимопомощи. Апрель 1. «Крылатый, 1-2 неделя мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого) 2 Изготовление книжкисамоделки по сказке. 2. «Заяцхваста». 2 Выставка книг о нравственных качествах (скромность, смелость, храбрость и пр.) Мастерская «Книжкина больница» 7 Подготовительная группа (второй год обучения) Месяц Тема Количество Количеств занятий о занятий в неделю в месяц Октябрь 1. «Сказка о 1-2 неделя 2 мёртвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкина. Другие формы работы (совместная деятельность) Выставка сказок А.С.Пушкина. 3-4 неделя 2 Коллективное панно «12 месяцев». 1-2 неделя 2 Создание коллекции камней и минералов, рассматривание, беседы. 2. «Сивка- 3-4 неделя бурка». 2 Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности. 1-2 неделя 2 Беседы по содержанию сказки. Лепка «Снегурочка». 2. «Двенадцать месяцев». В обработке С. Маршака. Ноябрь 1. «Серебряное копытце». П. Бажова Декабрь 1. «Снегурочка» . Мастерская больница». «Книжкина 8 2. «Три 3-4 неделя медведя». 2 Выставка книг в разных обработках. Викторина по русским народным сказкам. Январь 1. «Лягушка - 2-4 неделя путешественн ица». 3 Составление плана путешествия лягушки. Сочинение и записывание продолжения сказки. В. Гаршина. Изготовление книжкисамоделки и иллюстраций к ней. Февраль 1. «Три 1- 2 неделя поросёнка». 2 Выставка сказке. рисунков к Создание коллекции круп. Март 2. 3-4 неделя «Крупеничка» . Н. Телешова. 2 Изучение их свойств и сфер применения. 1. «Аленький 1-2 неделя цветочек». 2 Продуктивная деятельность: выставка «волшебных» аленьких цветочков, изготовленных из природных и бросовых материалов. в 3-4 неделя 2 Выставка книг: сказки с волшебными превращениями. 1. «Мороз 1-2 неделя Иванович». 2 Изготовление иллюстраций к сказке с использованием разнообразных средств и нетрадиционных изобразительных техник. В. Аксакова. 2. «Кот сапогах» Ш. Перро. Апрель В. Одоевского. 9 2. «Конёк – 3-4 неделя горбунок». 2 Коллективное панно «Конёк-Горбунок». П. Ершова. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения ОКТЯБРЬ Ненецкая сказка «Кукушка» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел работы Нравственный урок Примерное содержание работы по сказке «Себя губит, кто других не любит». «Нет такого дружка, как родная матушка». Воспитание добрых - Кого тебе больше жалко, маму или братьев? -Почему нам жалко маму? чувств. -Можно ли пожалеть братьев? Почему? -Придумать, что могли бы сказать дети своей маме в конце сказки? -Пересказать наиболее понравившийся отрывок. -Рассказать сказку, заменяя слово «мама» на «мамочка». -Какие существительные мы может употребить в уменьшительно – ласкательной форме? -Как вы помогаете своей маме? -Подобрать определения к слову «мама», «сын». - Имитация движений героев сказки. Театрализация. Сказка развивает - Вылепить из пластилина тех героев, которые понравились руки. - Нарисовать иллюстрации к разным отрывкам сказки. Развитие мышления - Представь, что ты попал в сказку. Как бы ты стал помогать несчастной женщине? Что бы изменил у неё и воображения. в чуме? Чему бы научил братьев? - Придумать сказке добрый конец. - Добавить персонажей в эту сказку (папу, бабушку, дедушку). Как изменятся события? - Почему нелегко жить в чуме, в тундре? Рассказ воспитателя о жилищах оленеводов и их труде. Речевая зарядка. Сказка «Бычок серый бочок, белые копытца». № 1. 2. Раздел работы Нравственный урок. Воспитание добрых чувств. Примерное содержание работы по сказке - «Друзья познаются в беде». - «Помоги тому, кто попал в беду». - Как ласково зовут героиню сказки? - Какие хорошие черты в характере животных, которые 10 3. 4. 5. спасали Нюрочку? - Что бы вы хотели посоветовать Нюрочке, чему её научить? - Какими качествами характера наделен бычок? -Перечислить все «ласковые», добрые слова, которые Речевая зарядка. ты услышал при прочтении сказки. -Какими ласковыми словами называют вас дома? -Пересказать любимый отрывок. -Как описывается Баба-Яга в этой сказке? - Придумать считалку с героями сказки. - Имитация движений героев сказки. Театрализация. - Кукольный театр «Бычок – черный бочок, белые копытца». Сказка развивает -Методом объемной аппликации изобразить бычка. -Сделать самодельную книжку про бычка, который руки. спас Нюрочку. НОЯБРЬ. Сказка «Хаврошечка». № 1. 2. 3. Раздел работы Примерное содержание работы по сказке Нравственный урок - «Нет друга, так ищи, а есть, так береги». - «Как проживешь, так и прослывешь». - «Зависть, да злоба мешают оба». -Кто больше всего в сказке тебе понравился? Воспитание -Кого тебе жалко? добрых чувств. -Можем ли мы пожалеть сестер? Почему? -Кому еще в этой сказке было жалко коровушку? -Почему коровушка решила помочь девочке? -Придумать новое название сказки. Речевая зарядка. -Как понимать выражения «Работой заморили», «Яблочко наливное», - «Листья шумят золотые»? -Как ласково назвали героиню сказки? - Как бы вы её назвали и почему? - Руками (пальцами) изобразить корову (по принципу театра теней). - Имитация движений героев сказки. развивает - Методом объемной аппликации изобразите корову. - При помощи нетрадиционных техник рисования изобразите сад, в котором растет наша волшебная яблоня. 4. Театрализация. 5. Сказка руки. 6. Развитие мышления воображения. - Если бы Трёхглазка уснула, какой был бы конец и сказки? - Представьте, что Хаврошечку воспитывают родные родители, какой была бы сказка? 11 - С какой сказкой сходна сказка «Хаврошечка»? Сказка «Лиса и кувшин» № 1. 2. 3. Раздел работы Нравственный урок. Примерное содержание работы по сказке «Чьи хоромы, того и хлеб». «Что посеешь, то и пожнешь». «Жадность не доводит до добра». Воспитание добрых - Почему же в этой сказке никто не нравится? - Хорошо ли быть жадиной? чувств. - На каком месте вы хотели бы остановить сказку? Почему? А можно ли за что-то пожалеть героев сказки? А чему их нужно научить? - Как по-другому назвать сказку? Речевая зарядка. - Частицу «не» поставить перед каждым словом «лиса» и рассказать сказку весело. -Затем придумать - кто же мог быть на ее месте. -Подходят ли к сказке пословица «как аукнется, так и откликнется»? -Какие ласковые слова в этой сказке ты услышал? - Драматизация сказки «Лиса и кувшин». 4 Театрализация. . Сказка 5 руки. . развивает - Слепить из пластилина кувшин. Развитие 6 мышления - А если бы лисе попался не кувшин, а сковородка? Чайник? Что было бы тогда? и воображения. . - Сравнить функции разных видов посуды. - Сказка продолжается: подошла лиса к реке, а там ее бабушка поймала - Придумай диалог бабы и лисы. ДЕКАБРЬ. Сказка «Дюймовочка». Г.Х. Андерсена. № 1. 2. 3. Раздел работы Нравственный урок. Примерное содержание работы по сказке - Доброму везде добро. - Насильно мил не будешь. - Если сделаешь доброе дело, то к тебе добро вернётся. Воспитание добрых -Почему нам нравится Дюймовочка? -Кто из героев вызывают у нас добрые чувства. чувств. -Кто помог Дюймовочке в трудную для нее минуту? - Можно ли сказать, что Мышь не сделала Дюймовочке ничего плохого? Чем она ей помогла? А в чём Мышь была не права? - Описать мышь, крота, ласточку, жука. Рассказать, как Речевая зарядка. 12 4. 5. 6. Дюймовочка ухаживала за ласточкой. Придумайте добрые, утешительные слова, которыми Дюймовочка разговаривала с больной ласточкой. -Подходят ли сказке пословицы: «Мал золотник, да дорог», «Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того - на зеленой ветке». Как понимаете выражение «песнями сыт не будешь»? -Пересказать отрывок, где ласточка рассказала о своей беде. Придумать и записать письмо, которое Дюймовочка прислала женщине из далёкой прекрасной страны. - Изобразить действия и движения героев сказки с Театрализация. помощью пальцев и кистей рук (как ходит Дюймовочка, как машет крыльями ласточка, как скачет жаба и т.п.) Сказка развивает - Из скорлупы грецкого ореха, пластилина и цветной бумаги изготовить кроватку Дюймовочки. руки. Развитие мышления -А ведь женщина так и осталась без Дюймовочки. Что же было с ней дальше? Давайте изменим конец сказки. и воображения. -Если бы девочка не встретила мышь, как бы тогда развивались события? -Представь, что Дюймовочка осталась у жука. Была бы она рада, счастлива? Что могло бы произойти? - Быть такого крошечного роста, как героиня сказки – хорошо или плохо? Продумать и перечислить все аргументы «за» и «против» (ТРИЗ). Сказка «Зимовье» № 1. 2. 3. 4. 5. Раздел работы Нравственный урок Примерное содержание работы по сказке - «Друг за дружку держаться - ничего не бояться». «Дружные вороны гуся съедают». - «Всякое дело концом хорошо». Воспитание добрых - Какие чувства вы испытываете к героям этой сказки? Почему чувств. - Как можно по-другому назвать сказку? Речевая зарядка. - Давайте, придумаем такую же сказку с другими героями. -Пересказать отрывок, который больше понравился. - Имитация движений героев сказки «Зимовье». Театрализация. - Кукольный театр «Зимовье». Сказка развивает -Раскрасить иллюстрацию по теме сказки. руки. -Нарисовать новые иллюстрации к сказке. -Методом объемной аппликации изобразить барана. ЯНВАРЬ. Сказка «Снегурочка и лиса» № 1. Раздел работы Нравственный урок Примерное содержание работы по сказке. - «Друзья познаются в беде». - «Помоги тому, кто попал в беду». 13 2. 3. 4. 5. Воспитание добрых -Присутствуют ли в этой сказке добрые герои? - Какими качествами обладает лиса? чувств. - Как отблагодарили лису дедушка и бабушка? - Пропойте песенку, которую пела Снегурочка». Речевая зарядка. - Каким голосом говорила лиса? - Имитация движений героев сказки. Театрализация. - Драматизация сказки «Снегурочка и лиса». Развитие мышления -Сказка продолжается. Придумайте, что было потом. - Придумайте названия продуктов, которые могла бы и воображения. получить лиса. ФЕВРАЛЬ Сказка «Лиса-лапотница». № 1. 2. 3. 5. 6. Раздел работы Примерное содержание работы по сказке. - «Никакое худо до добра не доведёт». Нравственный урок - Какой вы представляете лису? Всех ли хозяев, у Воспитание добрых кого лиса ночевала, она смогла обмануть? Почему в чувств. четвёртый раз лисе не удалось обмануть хозяина? - Пропойте песенку лисы. Речевая зарядка. - Имитация движений героев сказки. Театрализация. - Кукольный театр «Лиса-лапотница». Сказка развивает - Рисование собаки, лисы по трафарету. Раскрашивание рисунков. руки. Сказка «Лисичка-сестричка и волк». № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел работы Нравственный урок Примерное содержание работы по сказке. - «Всякая птичка свои песенки поет». - «Надо быть умнее, не слушать хитрецов». Воспитание добрых - Кого вам больше всего жалко в сказке На каком месте вы хотите остановить сказку? Почему? Что бы вы чувств. посоветовали глупому волку? А какими бы словами пожалели? -Придумаем новое название сказки. Речевая зарядка. - Можно ли назвать рыбку «лакомым кусочком». - Какая лиса? Волк? Старик? (подбор определений). - Подходят ли к сказке фразеологизм и пословица: «Попался на удочку», «Вор у вора дубину украл». Пересказать сказку с помощью схемы (мнемотаблицы). - Сочиним загадки о героях сказки. - Имитация движений героев сказки. Театрализация. - Драматизация сказки «Лисияа и волк». Сказка развивает - С помощью тканей и цветной бумаги изобразите эпизод сказки. руки. - В технике «пластилиновое письмо» (скатывание пальцами мелких пластилиновых шариков) выложить на картоне изображение рыбки. Развитие мышления - Если бы в сказке была не зима, а лето, смогла бы лиса так обмануть волка? Почему? и воображения. - Придумаем, как волк в отместку провёл лису. - Представьте, что вы попали в сказку с волшебной 14 палочкой в руках. Что бы вы изменили? Кому помогли? Каким образом? МАРТ. Сказка «Царевна лягушка» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел работы Нравственный урок Примерное содержание работы по сказке. - «Без труда не вытащишь и рыбку из труда». - «Доброта и верность всё преодолеют». Воспитание добрых - За что мне очень нравится Иван-царевич? Василиса? - А можно ли пожалеет жён старших братьевчувств. царевичей? Ведь им было трудно, они не владели волшебством. А за что их можно поругать, что посоветовать? - Этимология слова «рукодельничать». Речевая зарядка. - Объясните, что значит: «Ниже плеч буйну голову повесил» (опечалился). - Василиса Премудрая «Как солнце ясное светится» как это понимать? - Почему Ивану-царевичу удалось найти смерть Кощея Бессмертного? - Вспомним красивые слова и выражения из сказки. - Подходит ли к сказке пословица «Нет худа без добра»? - Имитация движений героев сказки. Театрализация. - Музыкальные этюды из сказки. - Спектакль «Царевна-лягушка». Сказка развивает - Нарисовать и раскрасить яйцо, в котором хранилась смерть Кощея. руки. - Придумать и разучить пальчиковую гимнастику на тему сказки. - Лепка из солёного теста - каравай для царского пира. Развитие мышления - Если бы стали лягушкой? С кем бы вы общались? О чём мечтали? Чего бы боялись? Что бы посоветовали и воображения. человеку? (ТРИЗ, метод эмпатии). - Изменим сказку: если бы вы стали волшебником и попали в сказку, то как бы вы помогли старшим жёнам царевичей? Что бы придумали, чтобы не убивать Кощея, а сделать его добрым, весёлым? Сказка «Айога». № 1. 2. Раздел работы Нравственный урок Примерное содержание работы по сказке. Труд человека кормит, а лень портит. Худо тому, кто не делает добра никому. Воспитание добрых - Что значит любить близких и родных, заботиться о них. чувств. - Трудолюбие – что это такое и что нужно, чтобы стать трудолюбивым. - Почему мать отдала лепешку соседской девочке? - Злость и зависть плохие чувства. Почему? - «С лица воду не пить». Что это значит? 15 3. 4. 5. 6. - Что просила мать Айоги сделать? Как отказывалась от поручений Айога? Выразительно инсценировать отрывки. - Что случилось с Айогой от злости? - Придумаем в адрес Айоги предложение с советом – как относиться к родным. Варианты желательно не должны повторяться. - Имитация движений птиц. Театрализация. - Перчаточный театр «Айога». Сказка развивает - Аппликация методом обрыва бумаги «Дикие гуси летят». руки. - Превращение ладошки в гуся. Развитие мышления - Представим себе, что гусь снова захотел стать человеком. Что бы он сказал в свою защиту? и воображения. Придумаем продолжение сказки. - В кого ещё могла превратиться злая, невоспитанная девочка? Опишите выразительно такое превращение. Речевая зарядка. АПРЕЛЬ Сказка «Крылатый, мохнатый, масляный» № 1 2. 3. 4. 5. 6. Раздел работы Нравственный урок Примерное содержание работы по сказке - Маленькое дело лучше большого безделья. - Ошибся что ушибся – вперед наука. Воспитание добрых - Кого вам больше всего жалко в этой сказке? - Знал ли блин, что нельзя лисе доверять? чувств. - Кого больше всего уважаете в сказке? - Как по-другому можно назвать сказку? Речевая зарядка. - Подходит ли к сказке поговорка: «Каждый должен заниматься своим делом»? - Рассказать наиболее понравившийся отрывок сказки. - Придумать свою поговорку. - Пересказать сказку по ролям. - Имитация движений героев сказки. Театрализация. - Драматизация сказки «Крылатый, мохнатый. Масляный». Сказка развивает - Налепим блинчиков из пластилина. - Вырежем круглые блинчики из бумаги. руки. Развитие мышления - Появление в сказке волшебной палочки. Воробей пошел на охоту и нашел волшебную палочку. Что и воображения. могло случиться дальше? - Блин встретился не с лисой, а с волком. - Сочиним новое начало и конец сказки. Сказка «Заяц – хваста». № 1. 2. Раздел работы Нравственный урок Воспитание добрых чувств. Примерное содержание работы по сказке - Не хвались, жди, пока тебя другие похвалят. - За что Зайца можно назвать храбрым? - Как можно подбодрить главного героя, успокоить, помочь стать ему действительно смелым? 16 3. 4. 5. 6. Речевая зарядка. - Изобразить, как хвастался заяц. Использовать не только текст сказки, но и выразительный голос, мимику, движения. -Придумать новые длинные слова о зайце (короткохвостый, длинноухий, длинноногий, белошёрстный). - Что значит старинное слово «кокорина»? - Игра-имитация «Трусливый зайчонок». Театрализация. - Кукольный театр «Заяц-хваста». Сказка развивает - Аппликация «Заяц под кокориной». руки. Развитие мышления - Придумаем сказку наоборот: волк-хваста. - Придумаем, как же развивались события в лесу и воображения. дальше? 2 год обучения ОКТЯБРЬ Сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». № 1. 2. 3. 4. 5. Раздел работы Нравственный урок Примерное содержание работы по сказке «Добро побеждает зло». «Не делай зла другому, не будет и тебе печали». «Доброта украшает человека, а зло – портит». Воспитание добрых - Как описывает образ Царицы автор? Какими недобрыми качествами она наделена? чувств. - Оцени поступок Чернавки. Как бы ты поступил на ее месте? - Жалко ли тебе Царевну, её собачку? - Хорошо ли обходились с Царевной братья? Какими добрыми качествами они обладали (умение посочувствовать; доброта; взаимовыручка; смелость; справедливость). - Заучить наизусть понравившийся отрывок сказки. Речевая зарядка. - В парах слов «девушка – девица», «сестра – сестрица», «зеркало – зеркальце», «солнце – солнышко» объяснить образование вторых слов. - Как вы понимаете значение слов «белёшенька, тяжелёшенько, старушоночка, светлица, дитятко»? Можно ли их назвать уменьшительно – ласкательными? - Пересказать сказку или любой её отрывок. - Если бы Царевна не была царевной, а была бы дочерью простых людей, могли бы у нее быть злые завистники? Театрализация. - Игра-имитация «Изобрази героя сказки». - Спектакль «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка развивает - Придумать свой орнамент кокошника Царевны, 17 руки. 6. нарисовать его или сделать аппликацию. - Вылепить из соленого теста наливное яблочко и раскрасить его. Развитие мышления Придумать новый сюжет сказки, если бы: и воображения. - Царевна не стала кусать отравленное яблоко. - У Царицы не было говорящего зеркала. - Вместо волшебного зеркала было бы зеркалоковеркало. - Подумать, какой цвет соответствует образу злой Царицы, Чернавки, Царевны, братьев? Сказка С.Я. Маршака «12 месяцев». № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел работы Нравственный урок Примерное содержание работы по сказке «У доброго человека дело спорится». «На чужой каравай роток не разевай». «Ленивые руки чужие труды любят». «Труд кормит, а лень портит». Воспитание добрых - Жалко ли тебе девочку? Почему? - Какие чувства ты испытываешь к мачехе и её дочери? чувств. Что можно сказать об их характере? Можно ли их назвать «хорошими, добрыми людьми»? - Назвать месяцы по порядку. Речевая зарядка. - Повторить волшебные слова – заклинания братьевмесяцев (января, февраля, марта). -Назвать характеристики месяцев по возрастам (по три), данные автором (трое старых, трое пожилых, трое молодых, трое – совсем ещё мальчики). - Объяснить значение слов и выражений: бровастый; ветер снегом глаза порошит; перина; заповедный бор; видимо-невидимо; не чуя ног под собою; бурелом стеной стоит. - Игра «Волшебная палочка». Театрализация. - Игра-имитация «Месяцы». - Спектакль «Двенадцать месяцев». Сказка развивает - Нарисовать свои иллюстрации к сказке. - Сделать коллективное панно: весенняя лужайка с руки. подснежниками. Развитие мышления - Придумай другое название сказки. - Представь, что мачеха и её дочь были добрыми. и воображения. Расскажи, как изменилась бы сказка? - Придумай сюжет сказки, где нужно было бы девочке вместо подснежников принести сочных ароматных яблок. - Какой была бы сказка, если бы девочка встретила в лесу не 12 месяцев, а, например, Бременских музыкантов? НОЯБРЬ Сказка П. Бажова «Серебряное копытце» № Раздел работы Примерное содержание работы по сказке «Добро добром отзывается». 1. Нравственный урок 18 2. 3. 4. 5. 6. «Одному и хлеб горек, а вдвоём и крошка сладка». Вместе веселее. Воспитание добрых - Жалко ли тебе девочку в начале сказки? Объясни, почему? Как изменилась жизнь девочки благодаря чувств. деду? - Почему дед Кокованя взял к себе Дарёнку? - За что кошка Мурёнка любила девочку? - Какой характер у дедушки? - С помощью чего изменились обычные слова, и Речевая зарядка. превратились в такие: девчоночка, парнишечко, подаренушка, подаренка, окошечко, копытце, Даренка, Муренка, спокойнёхонько? Назовите слова существительные, от которых они образованы. - Пересказать любой понравившийся отрывок из сказки. Что означают в сказке слова: балаган, запобаивалась (девочка), угрузнешь (в снегу)? Как называются драгоценные камешки, которые рассыпал Серебряное копытце? - Игра-имитация «Серебряное копытце». Театрализация. - Театр на фланелеграфе «Серебряное копытце». Сказка развивает - Нарисовать козлика Серебряное копытце или вылепить из соленого теста, глины и раскрасить. руки. Развитие мышления - Предположи, куда делась кошка Муренка вместе с Серебряным копытцем и составь про них продолжение и воображения. сказки. - Придумай сказку, в которой девочка с дедушкой приручили бы Серебряное копытце. - Каким было бы начало и продолжение сказки, если бы девочка жила с родителями? Сказка «Сивка Бурка». № Раздел работы 1. Нравственный урок 2. 3. Примерное содержание работы по сказке «Не одежда красит человека, а человек одежду» «Не тот человек дорог, у кого костюм богатый, а тот – у кого ума палата» «Коли дал слово – держи». Воспитание добрых - Который из братьев вам милее? - Вызывает ли у вас жалость жизнь Иванушки - дурачка чувств. в отцовском доме? Почему? Можно ли назвать братьев Иванушки хорошими братьями? - Правильно ли поступил Иванушка, отпустив коня на волю? - Нравится ли тебе финал сказки? Почему? - Как по-другому можно назвать сказку? Речевая зарядка. - Сказать «крылатое» выражение из сказки: «Сивкабурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» разной интонацией голоса (тихо, жалобно, громко, шепотом, грозно, мягко, резко и т.д.). - Произнести «крылатое выражение» как скороговорку несколько раз, сначала в медленном темпе, затем 19 4. 5. 6. увеличивая его. - Какого коня ты бы хотел иметь? - Игра-беседа с Иванушкой – дурачком, Еленой Прекрасной. - Игра-имитация «Изобрази героя сказки». Театрализация. - Драматизация сказки «Сивка-бурка». Сказка развивает - Слепить красивое кольцо для Елены Прекрасной. - Сделать иллюстрацию к финальной части сказки. руки. - Сделать «волшебную» книгу с нарисованными и аппликативными иллюстрациями к любимым сказкам. Развитие мышления - Придумать другой поворот событий сказки, если бы Иванушка не отпустил коня или не пошел бы на пир к и воображения. царю. - Придумать сказку, где вместо коня на поле прилетал бы Змей – Горыныч или прибегали бы Смешарики. -Расскажите сказку, ставя перед каждым глаголом частицу «не», «трям» или «да». ДЕКАБРЬ Сказка «Снегурочка» № Раздел работы Примерное содержание работы по сказке - «Чему быть, тому не миновать». 1. Нравственный урок 2. Воспитание добрых - Какой представляете Снегурочку? - Что произошло со Снегурочкой? чувств. - Какое настроение вызывает у вас сказка? - Имитация движений Снегурочки. 3. Театрализация. - Музыкальная Физминутка «Снег, снег, белый снег». - Инсценировка отрывка из сказки «Снегурочка». 4. Сказка развивает - Лепка «Снегурочка». - Дорисовывание изображения Снегурочки. руки. - Аппликация «Снегурочка». 5. Развития мышления -Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? и воображения. Сказка «Три медведя» № 1. 2. 3. 4. 5. Раздел работы Нравственный урок Воспитание добрых чувств. Примерное содержание работы по сказке «В гостях хорошо, а дома лучше». - Почему девочка потерялась? Как бы вы поступили в такой ситуации? - Кто из героев вызывает у вас доброе отношение, положительные эмоции? Объясните, почему. - Правильно ли вела себя девочка в избушке у медведей? - Игра-имитация «Голоса медведей». Речевая зарядка. - Имитация движений медведей. Театрализация. - Мимические упражнения. - Драматизация сказки «Три медведя». Сказка развивает - Вылепить из пластилина фигурки медведей. 20 6. - Рисование иллюстраций к сказке «Три медведя». руки. Развитие мышления - Придумать продолжение сказки. и воображения. ЯНВАРЬ Сказка В. Гаршина «Лягушка путешественница» № Раздел работы Примерное содержание работы по сказке «Хвастовство до добра не доводит». 1. Нравственный урок 2. Воспитание добрых - За что можно похвалить лягушку, за что сделать ей замечание? чувств. - Оценить поступок уток, которые согласились взять лягушку на юг. - Что значит – путешественница? 3. Речевая зарядка. Игра «Какой, какая, какое». Сочетание существительных лягушка, болото, полёт, земля, утки с различными прилагательными. - Игра-имитация «Лягушки». 4. Театрализация. - Кукольный театр «Лягушка-путешественница». 5. Сказка развивает - Сделать коллективную работу по иллюстрации книги руки. «Лягушки в пруду». Сделать лягушку – оригами и раскрасить её. Изобразить пруд. Расположить лягушек в пруду. - Нарисовать осенний пейзаж. 6. Развитие мышления - Каким мог быть конец сказки, если бы лягушка не и воображения. стала на лету квакать? - Измените сказку, придумав другой способ путешествия лягушки с утками, например, верхом на утке и т.д. - Путешествие – хорошо или плохо? (ТРИЗ). - Если бы утки не взяли лягушку, как бы ещё она могла путешествовать? Придумать способ. ФЕВРАЛЬ Сказка «Три поросёнка» № Раздел работы 1. Нравственный урок 2. 3. 4. 5. 6. Примерное содержание работы по сказке - «Делу – время, а потехе –час». - «Труд человека кормит, а лень портит». Воспитание добрых - Каким вы представляете волка? - Какими вы представляете поросят? чувств. - Все ли поросята были ленивыми? - Исполнение песенки поросят. Речевая зарядка. - Речевое упражнение «Ленивые поросята». - Игра-имитация «веселые поросята». Театрализация. - Игра-имитация «Злой волк». - Драматизация сказки «Три поросенка». развивает - Лепка «Поросята». - Аппликация «Три поросенка». - Рисование иллюстраций к сказке. Развитие мышления - Придумай продолжение сказки. Сказка руки. 21 и воображения. Сказка «Крупеничка» № Раздел работы 1. Нравственный урок 2. 3. 4. 5. 6. Примерное содержание работы по сказке - «Мать всегда своё дитя из беды выручит». - «Без хлеба да без каши – ни во что труды наши». Воспитание добрых - Кого тебе больше жаль в сказке: мамушку Варварушку или Крупеничку? Почему? чувств. - Какого человека называют добрым? - Почему сказка называется «Крупеничка»? Речевая зарядка. - Придумайте другое название сказки. - Рассказать отрывок, который больше всего понравился. - Автор при повествовании употребляет много ласкательных слов. О ком он пишет такими словами? - Придумать к словам песенки из сказки мелодию и пропеть её. - Рассказать сказку, заменяя имя девочки Крупенички на Фасолинку (Гречишку, Горошинку). - Имитация движений героев сказки. Театрализация. - Инсценировка сказки «Крупеничка». Сказка развивает - Из ткани и природного материала изобразите злаковое поле. руки. - Из гречишной крупы выложить орнамент. - Рисование пальчиками по манной крупе. Развитие мышления - Сочинить новые начало и конец сказки, а середину оставить прежней. и воображения. - Придумать, что могло бы произойти, если бы мамушка не поймала зернышко. - Представьте себя положительным героем сказки. Как бы вас звали? Каким образом вы смогли бы спасти девочку Крупеничку? МАРТ Сказка Л. Аксакова «Аленький цветочек» № Раздел работы Примерное содержание работы по сказке 1. Нравственный урок - «Честному человеку честь и поклон». - «Сам пропадай, а товарища выручай». - «Доброе дело без награды не остается». - Как вы думаете, переживал ли купец за свою 2. Воспитание младшую дочь? Почему? добрых чувств. - Можно ли посочувствовать Чудищу? - Опишите старшую дочь купца. (Среднюю, младшую.) 3. Речевая зарядка. (подбор определений) - Давайте дадим имена сестрам, Чудищу. - Ритмопластика «Девицы-сестрицы». 5. Театрализация. - Игра-имитация «Чудище». - спектакль «Аленький цветочек». Продуктивная деятельность «сад диковинный, 5. Сказка развивает плодовитый…» (коллективная работа) руки. 22 6. Развитие мышления воображения. - С помощью схем изобразите подарки которые привез купец дочерям (золотой венец, хрустальный тувалет, аленький цветочек) 1. Как бы вы могли помочь младшей дочери купца? и 2. Подумайте новый сюжет сказки: если бы младшая дочь попросила у отца не Аленький цветочек, а… Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» № Раздел работы Примерное содержание работы по сказке 1. Нравственный урок - «Голь на выдумки хитра». - «Наш пострел везде поспел». - «Умение силу одолеет». - Какое наследство досталось младшему брату? 2. Воспитание - Какими чертами характера наделен кот в сапогах? добрых чувств. - Как кот помог своему хозяину? - Как ему удалось перехитрить людоеда? - Работа со скороговорками. 3. Речевая зарядка. - Произнесение реплик кота из сказки с разной интонацией голоса. - Игра-имитация «Хитрый кот». 4. Театрализация. - Настольный театр «Кот в сапогах». 5. Сказка развивает - Обрывная аппликация «Кот в сапогах». - Лепка «Сказочный кот». руки. Сочинить продолжение сказки. 6. Развитие мышления и воображения. АПРЕЛЬ Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» № Раздел работы Примерное содержание работы по сказке 1. Нравственный урок - «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». - «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». - «Без труда нет добра». - «В чужих руках всякое дело легко». - «Работа работе рознь. Какова работа, такова будет, и награда». - Можно ли назвать доброй нянюшку Прасковью? 2. Воспитание Почему? На каком месте вы хотите остановить сказку? добрых чувств. Почему? - Как и за что бы вы могли пожалеть каждого из героев сказки? Что посоветовать изменить в своём поведении? Что доброго хотите пожелать каждому из персонажей? - Попробуйте с помощью определений рассказать о 3. Речевая зарядка. Рукодельнице? Ленивице? (Какие они?) Какую еще вы знаете сказку, где встречается печка с пирожками, яблонька с наливными яблочками? Что происходило с ними? (Гуси – лебеди) - Как вы понимаете слово «дивовалась»? Какими словами можно его заменить? (удивилась). Вспомните 23 4. 5. 6. другие сказки о зиме? Настольный театр игрушек: показ сказки «Мороз Иванович» детьми. Закреплять умение манипулировать игрушкой, выразительно отображать нравственную сущность персонажа. Сказка развивает - Нарисуйте сказку с помощью схем. - Пальчиковая гимнастика: как Рукодельница стряпала, руки. взбивала перину, резала овощи и т.п. - Придумаем новый финал сказки: урок Мороза Развитие мышления и Ивановича не прошел даром для Ленивицы, по возвращении домой она стала доброй, трудолюбивой… воображения. Как сложилась их дальнейшая жизнь с Рукодельницей. Придумаем новый поворот событий: «Рукодельница попала не к Морозу Ивановичу, а к Фее Цветов…» Театрализация. Сказка П. Ершова «Конёк Горбунок» № Раздел работы Примерное содержание работы по сказке 1. Нравственный урок - «Кто скромней, тот умней». - «Нечестно живешь – себя подведешь». - «Без друга в жизни туго». - «Нет друга, так ищи, а найдешь так береги». - Можно ли назвать семью Ивана дружной? Почему? 2. Воспитание - Кого можно назвать настоящим другом Ивана? Что добрых чувств. значит – дружить? - Можно ли Ивана назвать хорошим человеком? Почему? - Чем похожи Иванушки – дурачки во всех сказках? (добрые/смелые…) Почему же их зовут дурачками? А как бы мы их назвали? - Какие братья? Какой Иван? (подбор определений). В 3. Речевая зарядка. каких еще сказках встречается Иванушка дурачок? - Как понять выражения «вода студеная», «вода вареная» и другие устаревшие выражения. В каких сказках такое же начало: «Жил был старик и было у него три сына…» Рассказать наизусть любимый отрывок. - Кукольный театр «Конек-Горбунок». 4. Театрализация. 5. Сказка развивает - Нарисуй эпизод из сказки, который больше всего тебе понравился. руки. - Придумаем новое начало сказки: «Жил был старик со 6. Развитие мышления и старухой и было у них три дочери…» - Если бы вы были Коньком Горбунком: как бы вы воображения. поступили в той или иной ситуации? Что сделали бы по-другому? Чего бы боялись? - Как вы думаете, были ли какие-нибудь приключения у двух златогривых коней, попавших к царю? 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 24 Коммуникативная компетенция- умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям. Социальная компетенция - владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни. Познавательная компетенция - наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов. Творческая компетенция - развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт. Критерии результативности обучения: Придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий. Придумывание новых сказок, небылиц, рассказов. Придумывание продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки). Сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата обучен начала ия обучения 1 год 2 октября Дата Общая окончания продолжител обучения ьность (календарны х дней) 26 апреля 187 2 год 1 октября 30 апреля Количест во учебных недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво заняти учебны й х дней 27 25 минут 27 27 30 минут 27 1 раз в недел ю по 25 минут 1 раз в недел ю по 30 минут 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 25 1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения, театрализацию. 2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. 3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей и родителей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д. 4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в театрализованных играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видетьпрочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно. 5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить 26 совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май). Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения и тестовых методик. Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребёнка понимать высказывания другого человека, а так же выражать своё отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребёнка, умение действовать, планировать сложные действия, а так же распределять роли и договариваться с партнёрами по деятельности. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения и тестовых методик. На основе проведённых методик заполняется карта развития каждого ребёнка. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Приложение 1. Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется система оценивания. 2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», М.: «Просвещение», 1989. 2. Запорожец А. В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника// Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение», 1985. 3. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», М. «Просвещение», 2000. 4. Гаврилова Т. П. «О воспитание нравственных чувств». – М., 2004 5. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи»…, М.,-2003 6. Каиров И.А., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания», 2004 7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Издательство ФОЛИО АСТ, 2000. Интернет-ресурсы: 1. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/vospitaniie_nravst viennykh_kachiestv_doshkol_nikov_chieriez_tieatralizovannuiu_d 2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/14/dukhovno-nravstvennoevospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez 3. http://рубрики.учитель-воспитатель.рф/2017/01/18/театрализованнаядеятельность. 27 ПРИЛОЖЕНИЕ Мониторинг Итоговые результаты от 6 до 7 лет Показатели 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире Задает вопросы взрослому, любит экспериментир овать Принимает живое, заинтересованн ое участие в образовательно м процессе Откликается на эмоции близких и друзей Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, в зависимости от ситуации 28 может преобразовыва ть способы решения задач Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Имеет представление о себе, собственной принадлежност ии принадлежност и других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежност и к нему; о мире. Самостоятельн о отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр. Придерживаетс я в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации Может моделировать предметноигровую среду Участвует в 29 творческих группах по созданию спектаклей Может планировать свою трудовую деятельность Соблюдает элементарные правила организованног о поведения в д/с, поведения на улице и в транспорте Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе Умеет работать коллективно Знает о взаимодействи и человека с природой в разное время года Бережно относится к природе Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений Может участвовать в беседе Может аргументирова но и доброжелатель но оценивать ответ Составляет по образцу рассказы по 30 сюжетной картинке Знает 2-3 программных стихотворения, считалки, загадки, сказки Называет жанр произведения ВВН – достижение выше возрастной нормы; соответствует возрастной норме; ВН – достижение НВН – достижения ниже возрастной нормы; сентябрь ВВН - _____ детей ______ %; Май ВВН - ______ детей _____%; ВН - _____ детей _______%; ВН - ______ детей НВН - _____ детей _______%; НВН - ______ _____%; детей _____%; 31