Программа дополнительного образования детей "СВЕТОФОРИК "

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -детский сад №13
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития
воспитанников

Принята
педагогическим советом МАДОУ № 13
Протокол № 1
от 28.08.2025 г

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ № 13
___________С,А.Топоркова
Приказ 129 от «28» августа2025

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СВЕТОФОРИК»
Возраст воспитанников: 3-4 года
Срок реализации -1 год

Разработчик:
Воспитатель : Катеринич Инна Михайловна

Согласовано:
Родительским комитетом
Протокол № 1
От «27 » августа 2025г
2025 г.

1

Пояснительная записка
Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения
необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего детства привлекает
разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы
и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает
формирования правильных представлений о правилах дорожного движения.
Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться
в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставляет своевременно ( с
2 лет) начать обучение детей правилам поведения на улице. Воспитательная
работа , проводимая с детьми данного возраста, является предпосылкой для
более глубокого ознакомления в будущем с окружающим миром,
формирования у детей ориентировки в нем, закладывается основа для
ознакомления с правилами дорожного движения. В работе используются
различные методические приемы и формы.
С малышами 3-4 лет проводятся целевые прогулки, во время которых дети
наблюдают несколько видов транспорта (в зависимости от условий):
автомобили легковые, грузовые, автобусы. Используются беседы, проводится
чтение художественной литературы и инсценировки литературных
произведений, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций. В
играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и
т.д., в сюжетных играх типа «Поехали на машине», «Пошли на
праздник»,»Водители» обращается внимание детей на передвижение в
заданном направлении, с помощью подвижных игр: «Поезд», «Найди свой
свет», «Трамвай» и др., дети учатся двигаться в одном направлении, находить
свое место, различать пространственные ориентиры: вперед, назад, сбоку,
обратно и. т. д.
Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт
движения по улицам, обогащается словарный запас, повышается уровень
пространственной ориентировки.

Цель программы:
Целью работы в кружке «Светофорик» является формирование навыков
безопасного поведения на дорогах.
Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
1. Учить детей различать грузовые и легковые автомобили.
2. Знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем. Дать представление о
назначении автобуса и основных частях грузовика.
3. Давать детям первоначальные представления о сигналах светофора.
Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый.
4. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней,
стремление освоить ее основы.
5. Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.
2

6. Обучать детей перехода через проезжую часть
Задачи программы:
обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с
родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению
знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного
движения.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по
данному направлению;
- выработка системы образовательной деятельности дошкольников;
- активизация пропагандистской деятельности среди родительской
общественности по правилам дорожного движения и безопасному поведению
на дороге.
Общая характеристика предмета:
Сохранение здоровья детей, обеспечение их безопасности-главная задача
цивилизованного общества.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению,
они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому
главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе
формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при
этом, не исказив их содержания.
Только совместными усилиями, используя знания воспитателей и
родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного
общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Данная проблема стоит
особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на
формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем
совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые
результаты.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны,
увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие
пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных
происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о
ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение
безопасности на дорогах становится всё более важной государственной
задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных
учреждениях как первое звено, закладывающее у детей основы поведения на
дороге.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так
как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные
3

ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдениепотребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на
улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки
в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как
внимательность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих
действиях.
Процесс формирования навыков безопасного поведения на дорогах требует
длительного времени, поэтому целесообразно начинать его в младшем
дошкольном возрасте. Это позволяет постепенно и ненавязчиво выработать у
детей привычку соблюдения Правил дорожного движения. В рамках
Программы дети расширяют свои знания о транспорте. Знакомятся с правилами
поведения пешехода и пассажира. Изучают сигналы светофоров и
регулировщика, элементы дороги, дорожные знаки и дорожную разметку.
Рассматривают ситуации, возникающие на дорогах.
Место курса в учебном плане:
Курс предназначен для работы с детьми 3-4 лет рассчитан на один год обучения
программа кружка 2 мл группы предполагает проведение образовательной
или игровой ситуации один раз в неделю во второй половине дня
продолжительность деятельности 15минут, количество часов в год 36.
Планируемые результаты:
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в детском саду, на
улице, в транспорте, дорожного движения;
различие видов транспорта, объяснение их назначения;
различие значений сигналов светофора;
развитие свободной ориентировки на местности около детского сада,
проявление интереса родителей к проблемам МАДОУ
различают основные части легковой машины и грузовика;
знают понятия «город», «улица», «дорога», «машина», «водитель»;
различают элементы дороги (проезжая часть, тротуар);
знают сигналы светофора.

4

Содержание учебного курса
№

Название темы

теория
всего

Принимаем в
Дать детям значение слов: машина,
гостях куклу Машу шофер; учить называть составные части
машины: руль, колеса; развивать
восприятие у детей предметов красного и
зеленого цвета.
2 Легковой и
Обучать детей умению различать
грузовой транспорт грузовой и легковой транспорт
3 Грузовой и
Закреплять умения различать и называть
легковой транспорт виды транспорта
4 Воробышки
Развивать у детей умение
ориентироваться в пространстве,
автомобиль
действовать по сигналу воспитателя
5 Посещение
Познакомить детей с автогородком
автогородка
6 Грузовая машина
Учить детей отличать грузовые машины
от других; дать понятие, что у грузовой
машины есть кузов, в котором можно
перевозить песок, игрушки.
7 Собери грузовик
Обучать детей умению собирать из
частей целое. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к
выполнению задания.
8 Транспорт
Обучать детей умению внимательно
слушать и понимать содержание
прочитанного. Закреплять знания о
транспорте.
9 Грузовик
Развивать память. Воспитывать у детей
положительное эмоциональное
отношение к игре.
10 На чем ездят люди Закрепить знания о том, что на грузовых
машинах перевозят грузы: песок,
картошку, яблоки, а на легковых
машинах ездят люди, дать понятие, что
по широкой дороге ездят еще и автобусы,
которые могут перевозить много людей.
1

1

1
1
1

1
1

1

1

1

1

5

11 Красный, зеленый.

Закреплять у детей умение различать
цвета (красный, зеленый). Развивать
умение ориентироваться в пространстве.
12 Едем в автобусе
Знакомить с транспортным средством:
автобус. Уточнять представления о
некоторых транспортных средствах.
Развивать мышление. Воспитывать у
детей умение слушать и воспроизводить
рассказ педагога.
13 Автобус
Закрепить у детей знания об автобусе,
его назначении. Развивать
диалогическую речь. Воспитывать
умение играть дружно.
14 Для пешеходов
Закрепить у детей знание о том, что для
транспорта существует большая дорога, а
для пешеходов тротуар. Развивать
зрительное и слуховое восприятие.
Воспитывать усидчивость, интерес к худ.
литературе.
15 Узкая и широкая
Дать понятие, что на улице есть дороги
дороги на улице
широкие, по которым ездят машины, и
узкие, по которым ходят дети с папами и
мамами; продолжать работу по
закреплению умений воспринимать
красный и зеленый цвета.
16 Дорожные
Закреплять у детей элементарные знания
ситуации
о поведении на улице.
17 Собери автомобиль Обучать детей умению собирать из
частей целое. Развивать умение доводить
начатое дело до конца. Воспитывать
усидчивость.
18 Все работы хороши Познакомить детей с правилами
– выбирай на вкус поведения на улице. Закрепить правила
при помощи герое мультфильма.
19 Что такое гараж
Знакомить детей с профессией водителя.
Развивать речь. Воспитывать уважение к
труду взрослых.
20 Гараж
Давать представление о гараже, его
строении и функциональном назначении.
Развивать наблюдательность.
21 Друг на дороге
Обучать детей умению создавать из
строительного материала конструкции.
Развивать мелкую моторику.

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

6

22 Светофор

23 Светофор
24 Узнай и назови

25 Осторожно дорога
26 Дорога для
автомобиля
27 Моя улица

28 Зажги свой огонек
29 Труд водителя
30 Светофор

31 Вечер загадок

32 Поезд и железная
дорога

33 Мы - пассажиры

Воспитывать интерес к выполнению
задания.
Знакомить детей с элементарными
правилами ДД; познакомить детей со
светофором; рассказать о назначении его
цветов и светофора в целом, дать детям
представления о пространственных
отношениях вверху, внизу
Познакомить детей с правилами игры.
Развивать внимание.
Закрепить у детей знание о светофоре,
его назначении. Развивать зрительное и
слуховое восприятие. Воспитывать
усидчивость, интерес к худ. литературе.
Закреплять у детей знания о различных
видах транспорта.
Закрепить знания детей о транспорте;
продолжать учить правилам
элементарным поведения на улице.
Учить детей регулировать силу нажима
карандаша. Закреплять представление о
том, что машины ездят по широкой
дороге. Воспитывать отзывчивость.
Закреплять у детей знания об улице.
Развивать зрительное восприятие.
Закреплять у детей знания о светофоре,
сигналах, их назначении
Знакомить детей с трудом водителя,
показать его общественную значимость.
Закреплять знания детей о грузовом,
легковом и пассажирском транспорте.
Развивать внимание. Воспитывать
уважение к труду взрослых
Учить детей рисовать круги красного,
желтого и зеленого цветов. Закреплять
знания о сигналах светофора.
Обучать детей находить отгадку по
описанию. Закреплять представления о
грузовых, легковых машинах, автобусе,
светофоре. Развивать слуховое
восприятие.
Познакомить детей с таким видом
общественного транспорта , как поезд;

1

1
1

1
1

1

1
1
1

1

1

1
7

дать понятие детям, что поезд идет по
рельсам; знакомить с профессией
машиниста.
Закреплять у детей знания о
1
пассажирском транспорте
Закреплять знания детей о правилах
1
поведения на дороге и улице, используя
сюжетные картинки
Обучать детей складывать предметы из
1
геометрических фигур. Создавать у детей
положительный эмоциональный настрой
Уточнять объем знаний и навыков,
приобретенных детьми за год обучения

34 Разрешено и
запрещено
35 Сложи машину

36 Итоговое

Тематическое планирование
Кол-во
Дата
Виды
часов
учебной
деятельнос
теор всег По
По
ти
ия
о
план факт
у
у

№

Название
темы

Сентяб
рь

Принимае
м в гостях
куклу
Машу.

1

1

Инсценировк
а

Маленькие
машины красного
и зеленого цвета
(по количеству
детей), большая
машина, кукла.

Легковой и
грузовой
транспорт
Грузовой и
легковой
транспорт

1

1

Наблюдение

Два красных
флажка.

1

1

Беседа

4

Воробышк
и
автомобил
ь

1

1

Подвижная
игра

5

Посещение
автогородк
а

1

1

Беседа

Грузовая

1

1

Иллюстрации:
«Грузовой
транспорт»,
«Легковой
транспорт
Модели с
изображениями
птиц,
игрушечный
руль.
Познакомить
детей с
кабинетом,
рассмотреть
оснащение
кабинета.
Грузовая машина

1
2

3

0ктябр

.

Беседа

Оснащение
занятия

8

ь

машина

1
2

Собери
грузовик

1

3

Транспорт

1

4

Грузовик

1

1

.

1

1

Ноябрь На чем
ездят люди
1

Дидактическа
я игра

Чтение

Инсценировк
а
Беседа

2

Красный,
зеленый.

1

1

Подвижная
игра

3

Едем в
автобусе

1

1

Беседа

4

Автобус

1

1

Сюжетноролевая игра

Декабр
ь
1
2

Для
пешеходов

1

1

Чтение

Узкая и
широкая
дороги на
улице

1

1

Конструиров
ание

3

Дорожные
ситуации

1

1

Беседа

с песком;
игрушка заяц;
грузовые и
легковые
автомобили.
Разрезные
картинки с
изображением
грузовика
Книга М.
Пожарского
«Машины»
Игрушечный
грузовик, котигрушка.
Куклы, грузовые
и легковые
машины;
картинка с
изображением
дороги;
конструктор
Флажки –
красный,
зеленый,
эмблемы –
автомобили,
рули.
Картинка,
игрушки:
грузовые,
легковые
машины и
автобус
Стульчики,
игрушечный
руль.
Стихотворение
Н. Сорокина
«Для пешеходов»
Конструктор,
грузовые и
легковые
машины; куклы;
большие круги
красного и
зеленого цвета.
Плакаты с
изображением
различных
9

1

1

Дидактическа
я игра

Январь Все работы 1
хороши –
3
выбирай на
вкус
4
Что такое
1
гараж
5
Гараж
1

1

Беседа

1

Целевая
прогулка
Конструиров
ание

Феврал Друг на
ь
дороге

1

1

Беседа.
Инсценировк
а

4

Собери
автомобил
ь

1

1

2

Светофор

1

1

3

Светофор

1

1

Подвижная
игра
Чтение

4

Узнай и
назови

1

1

Дид. игра

Осторожно
- дорога

1

1

беседа

Дорога для
автомобил
я
Моя улица

1

1

Рисование

1

1

Беседа

4

Зажги свой
огонек

1

1

Дид. игра

5

Труд

1

1

Беседа

Март

1
2

3

дорожных
ситуациях.
Разрезные
картинки с
изображением
транспорта
Иллюстрации о
профессии
водителя.
Два красных
флажка
Строительный
материал для
конструирования,
игрушечные
машины.
Двухцветный
светофор, маски
светофора,
автомобиля,
животных на
голову; кружочки
отдельно с
красным и
зеленым цветом
Макет светофора
Стихотворение С.
Михалкова
«Скверная
история»
Иллюстрации –
транспортные
средства.
Светофор, маска
светофора,
игрушки
машины,
конструктор.
Бумага,
карандаши.
Книга М
Дружинина «Моя
улица»
Макет светофора
на каждого
ребенка.
Игрушечные
10

водителя
Апрель Светофор

машины.
Бумага,
карандаши, макет
светофора.

1

1

Рисование

Вечер
загадок

1

1

Развлечение

Иллюстрации –
легковые и
грузовые
машины, автобус,
светофор.

3

Поезд и
железная
дорога

1

1

Развлечение

4

Мы пассажиры

1

1

Сюжетноролевая игра

Май
3

Разрешено
и
запрещено
Сложи
машину

1

1

Сюжетноролевая игра

Картинка с
изображением
поезда,
стульчики по
количеству
детей.
Стульчики,
игрушечный
руль.
Сюжетные
картинки, кукла.

1

1

Дидактическа
я игра

Итоговое
мероприят
ие

1

1

Развлечение

1
2

4

5

Геометрические
фигуры –
прямоугольники,
трапеция,
треугольники,
круги
График

Список методической литературы:
1. Авдина Н.М. Безопасность. Москва 2004.
2. Артемьева. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного
поведения на дорогах. Казань 1995.
3. Добрая дорога детства: Науч.-метод. Журнал 2011 – 2012.Камаева
А.М. Дети и дорога.
4. Комалёва А.А. Дети и дорога. Нижний Тагил 1998.
5. Комалёва А.А., Шелундяк В.Л. Ваш ребёнок и дорога. 2006.
11

6. Павленко Л.Ф. Обучение дошкольников правилам безопасного
поведения на дорогах. Ульяновск.
7.Миниханов Р.Н. Азбука дорожной науки. Казань 1999.
8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой,2010
9. Серия «Мир в картинках». Автомобильный транспорт: Нагляднодидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез., 2005-2011.
10.Серия «Мир в картинках». Автомобильный транспорт: Нагляднодидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011
11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского
дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.
12. Усачёв А. Школа безопасности. Москва 1999.
13. Халиуллин И.А. Научно методические материалы обучения детей
правилам безопасного поведения на дорогах в детских дошкольных
учреждениях. Казань. 1994.
Печатные пособия:
1. Серия «Мир в картинках». Автомобильный транспорт: Нагляднодидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез., 2005-2011.
2.10.Серия «Мир в картинках». Автомобильный транспорт: Нагляднодидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронное образование Министерства образования и науки РТ.
Экранные, музыкальные пособия:
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, аудио и видео записи.
Учебно-практическое оборудования:
1.Игрушки.
2.Дидактические, подвижные игры.
3.Атрибуты к подвижным играм
4. Жезл.
5.Альбомы, папки.
6. Дидактический и раздаточный материал.
7.Театральная ширма.
8. Фланелеграф.
9.. Напольный светофор.
10. Костюмы.

12

Печатные пособия:
1. Альбомы, папки.
2. Дидактический и раздаточный материал.
3.Театральная ширма.
4. Фланелеграф.
5. Напольный светофор.
6. Костюмы.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронное образование Министерства образования и науки РТ.
Экранные, музыкальные пособия:
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, аудио и видео записи.
Учебно-практическое оборудования:
1.Игрушки.
2.Дидактические, подвижные игры.
3.Атрибуты к подвижным играм.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».