Программа дополнительного образования детей "МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК" (2)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №13
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
физического развития воспитанников
623532 Свердловская область г. Богданович ул. Новаторов 2 а, 8-343-76-5-35-33,
(сайтb13.tvojsadik, mkdou13@uobqd.ru)

Принято

Утверждена:

Педагогическим советом

______________С.А.Топорковой

протокол №________

Заведующим МАДОУ №13

от «_______»_________20_____г.

приказ №___________
от «______»__________20______г.

Дополнительная общеобразовательная программа
художественно - эстетической направленности

«Маленький художник»
для второй группы раннего возраста
на 2025-2026 учебный год

Согласовано:
Родительским комитетом
Протокол №____
от « »_____________2025 г.

Разработала:
Яшина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель

г. Богданович 2025г.
1

Содержание

Наименование разделов
Стр.
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
3
Учебно-тематический план
9
Содержание Программы
11
Планируемые результаты
18
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации
Оценочные материалы
Список литературы
Приложения

20
21
22
27
28

2

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
 Нормативно-правовые основания для проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии
с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными
документами:
• Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
• Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
• Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09).
 Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений
искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь
ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и
красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования
является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и
осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно,
чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное
отношении е сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и
уверенными в себе людьми в будущем. Изобразительное искусство
располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку
недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы
выразить свои фантазии.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
3

самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Программа кружка «Маленький художник» разработана на основе
парциальной программы А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники
рисования в детском саду». Данная программа адресована педагогическим
работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям
кружков дополнительного образования, а также родителям, интересующимся
вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного
возраста. Определяя основное содержание и направление развития детей, в
программе учитываются и используются различные формы и методы
организации обучения: индивидуальные и возрастные особенности детей.
Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы,
направленной на развитие творческих и коммуникативных способностей
дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира
доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход
раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На
занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на
листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех
направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания
произведения. Рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им
предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
Современное общество требует от человека применения широкого
спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из
первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке
подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в
ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать,
человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой
которого является творческое воображение.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность
специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от
окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в
процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им
красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится
преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
4

процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в
собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,
фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к
сердцу ребенка». Изобразительное искусство занимает особое место в
развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая
в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным
развивающим потенциалом
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им
предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша
расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер,
настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными
инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не
нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки,
которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми
ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень
увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет
мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и
волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками.
Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и
абстрактное мышление.
В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки
из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый
ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют
у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует
обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же
детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной
игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая
детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное
5

у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя
маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и
абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее
развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля
получаются такие красивые фигуры ,что обычной кисточкой и не нарисуешь.
А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли,
чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают
приемы и средства рисования нетрадиционными методами.
Время существования кружка-первый год. Форма занятия - групповая.
Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных
программой детского сада, но являются не изолированной работой от
программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных
занятиях по изобразительной деятельности.
 Направленность Программы
Данная программа направлена на развитие у детей интереса к
художественно – изобразительной деятельности, воспитание эстетического
отношения к восприятию действительности, формирование начальных
умений в нетрадиционных техниках рисования.
 Актуальность Программы
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет
способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой
деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического
развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы
навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием
воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом
возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится
в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы
рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе.
Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного
пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается
неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Актуальность - состоит в том, что знания не ограничиваются рамками
программы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного
и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие
материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие
способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что
обычными
способами
сделать
намного
сложней.
Рисование
нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность.
Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Дети знакомятся с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе
6

полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается
творческая личность, способная применять свои знания и умения в
различных ситуациях.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием
нетрадиционных
изобразительных
технологий
является
наиболее
благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней
особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые
неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно
раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их
поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и
творить чудеса.
Таким образом, пришло решение составить программу «Маленький
художник», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности
детей по основной программе, а дополняет их в виде кружковой работы.

Адресат Программы
Рабочая программа «Маленький художник» предназначена для детей 2 - 3
лет. У дошкольника развито непроизвольное внимание, которое становится
особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал
отличается наглядностью, яркостью, вызывает у детей положительные
эмоции.
Игра - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, основной
источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок,
вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается. В основе
предлагаемых занятий – использование игровых элементов и комплексный
подход, сочетающий взаимосвязь в содержании требований примерной
образовательной программы ДО по развитию речи, ознакомлению с
окружающим миром, физической культуре и художественно-творческой
деятельности.
Использование сказки, игры в совместной и самостоятельной
деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных
способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития
творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
 Режим занятий программы.
Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования в
ДОУ, рассчитана на 8 месяцев обучения в период с октября по май.
Продолжительность занятия с детьми 2-3 лет, 1 занятие в неделю во
вторую половину дня, длительностью 10 мин.
 Объем и срок освоения Программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество
обучающихся в группе 5 человек. Формирование группы по желанию
воспитанников.
7

Основные формы занятий – моделирование по схеме, замыслу и образцу.
Структура проведения занятий определяется в соответствии с возрастом
детей и требованиями СанПиН.
Возраст детей

2-3 лет

Количество занятий в
неделю
месяц
год

1

4

36

Время занятий
(мин)

10 минут

Календарный учебный график
Длительность занятия
Количество занятий в неделю/объем учебной нагрузки
(мин)
Количество занятий в месяц/объем учебной нагрузки (мин)

10 минут
1/10минут
4/40 минут

Количество занятий в год/объем учебной нагрузки (мин)

28/280 минут

Каникулярное время

Зимние каникулы
с 31.12 по 09.01
Летние каникулы
с 01.06 по 31.08

Праздничные дни

В соответствии с
производственным
календарем

 Особенности организации образовательного процесса
Занятия, основанные на использовании разных художественных техник
рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности,
творческого воображения, художественного мышления и развитию
творческого потенциала. Также использование нетрадиционных приемов и
техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и
творческой активности.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но
включает в себя 3 части:
-вводная часть – организационный момент, создание эмоционального
настроения, объяснение нового материала, мотивация;
-основная часть – практическая – самостоятельная, творческая
деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется
индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
-заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание
рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной
работе)
 Перечень форм обучения:
индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, с использованием
дистанционных технологий и ИКТ.
8

Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия,
открытое занятие.
 Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
творческий отчет, презентация, практическое занятие, открытое занятие,
конкурсы и фото-видео отчеты. Формы отслеживания и фиксация
образовательных результатов: готовые работы, фотоотчеты, видеозаписи,
участие в выставках (конкурсах) творческих работ дошкольников.
В конце каждого месяца дети выкладывают коллективные работы тем
самым показывая, чему научились на прошлых занятиях.
Создавая
коллективную работу, дети учатся работать в коллективе, приобретают опыт
в общения друг с другом, учатся уважать мнение и работу других детей.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале
сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель.
 Формы
организации работы.
Содержание
образовательной
деятельности

Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с
водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги,
делая точки.
 Рисование поролоновым тампоном. Ребенок держит тремя пальцами
поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь,
разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет
внутри контура.

Рисование ладошкой. Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с
гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней
стороной ладони.
 Оттиски печатками картофеля (штампы). Ребенок берет печатку
из картофеля за кончик, опускает другой ее конец в гуашь и прижимает к
бумаге для получения отпечатка, потом берет другую печатку и делает новые
оттиски другого цвета.
 Рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными). Ребенок
держит кисть тремя пальцами чуть выше железного наконечника, опускает в
воду кончик кисти и набирает краску только на ворс; проводит всем ворсом
кисти широкие линии или старается аккуратно и ровно закрашивать
поверхность, не выходя за линии контура.

Рисование цветными карандашами. Ребенок держит карандаш в
правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху
указательным, не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к
отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит
штрихи в одном направлении, без просветов.
9

 Тычки жесткой полусухой кистью. Ребенок набирает на сухую кисть
совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает "тычки" ("стучит
каблучком туфельки"), заполняя нужное пространство.
 Рисование восковыми мелками. Ребенок держит мелок в правой руке
между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не
сжимая сильно пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при
рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном
направлении.
 Цель и задачи программы.
Цель программы:
Формирование у детей мелкой моторики, творческих способностей,
фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
 Образовательные:
1. Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками
рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и
т.д.)
2. Обучать приема нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
3. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и
жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
4. Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений
классического искусства, окружающих предметов.
5. Формировать практические навыки работы в различных видах
художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации
 Развивающие:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить
замечать сочетание цветов.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении
предметов и явлений окружающей деятельности.
4. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма,
формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками,
пластилином, солью и т.д.
 Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом;
2. Воспитывать
внимание,
аккуратность,
целеустремлённость,
творческую самореализацию.

10

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Месяц

 Учебно-тематический план по дополнительной образовательной
программе
Всего Теория Практика
Формы
Тема
часов

1.
Рисование
пальчиками
«Горошины для петушка»
2. Рисование пальчиками «Мой
любимый дождик»
3. Оттиск пробки, печатками из
картофеля «Яблочки»
4. Рисование ладошкой «Рыбки»
1. Рисование ватными палочками
«Зонтик»
2. Тычок жесткой полусухой
кистью «Ежики»
3. Оттиск пробки, печатками из
картофеля
«Листопад»
4. «Оттиск пробки, печатками из
картофеля Дары осени»
1. Рисование ватными палочками
«Первый снег»
2. Рисование ладошкой «Елочка»
3. Рисование пальчиками «Огоньки
на елочке»
4.
Рисование
ладошкой
Новогодний подарок «Дед Мороз»
1. Тычок жесткой полусухой
кистью, рисование пальчиками
«Веселый снеговик»
2.
Рисование
ступней
«Пингвинчик»
3. Рисование ладошкой «Снегирь»
4. Рисование ватными палочками
«Зимний лес»
1. Рисование ступней «Северный
олень»
2.
Рисование
поролоном
«Плюшевый медведь»
3. Рисование ватными палочками
Подарок для папы «Машина»
4. Рисование поролоном «Котенок»

11

10м.

контроля

0,5

0,5

10м.

0,5

0,5

10м.

0,5

0,5

10м.
10м.
10м.

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

10м.

0,5

0,5

10м.

0,5

0,5

10м.
10м.

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

10м.
10м.

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Выставка
творческих
работ

Выставка
творчески
х работ

10м.

10м.
10м.

Выставка
творчески
х работ

Выставка
творчески
х работ

10м.
10м.
10м.
10м.
10м.

Выставка
творчески
х работ

Март
Апрель
Май

1. Рисование ладошкой «Солнышко
лучистое»
2. Рисование пальчиками
Подарок для мамы «Мимоза»
3. «Оттиск печатками из картофеля
(штампы) Матрешка»
4. Оттиск печатками из картофеля
(штампы) «Цветочный хоровод»
1. Рисование ватными палочками
«Одуванчик»
2. Рисование ватными палочками
«Птички-невелички»
3. Рисование ладошкой «Рыбки»
4. Рисование пальчиками
«Божьи коровки на лужайке»
1. Рисование ватными палочками
«Божья коровка»
2. Рисование ватными палочками
«Бусы для Ксющи»
3. Рисование ладошкой «Солнышко
лучистое»
4. Рисование поролоном «Собачка»

10м.

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

10м.

0,5

0,5

10м.

0,5

0,5

10м.

0,5

0,5

10м
10м.

0,5
0,5

0,5
0,5

10м.

0,5

0,5

10м.

0,5
0,5

0,5
0,5

10м.

Выставка
творчески
х работ

10м.
10м
Выставка
творчески
х работ

Выставка
творчески
х работ

10м

 Содержание программы. Второй группы раннего возраста.
Календарно-тематическое планирование 2025 - 2026гг.
Октябрь
Тема
занятия

1.
«Горошины
для
петушка»

2. «Мой
любимый
дождик»

Приемы и
методы
Рисование
ватными
палочками

Тычок жесткой
полусухой
кистью

Программное содержание

Материалы

Знакомство с нетрадиционным
методом рисования; учить детей
наносить ватными
палочками ритмичные точки на
поверхности зонта, не выходя за
контур; продолжать знакомить с
основными цветами; развивать
мелкую моторику пальцев рук.

Лист А4
с нарисованным
изображением
тарелочки, ватные
палочки, гуашь:
зеленая, влажные
салфетки.

Учить рисовать тычком жесткой
полусухой кистью, передовая
характерные особенности.
Воспитывать любовь к природе,
самостоятельность, уверенность в
себе. Развивать фантазию,
творческое воображение.

Лист А4,
жёсткая кисть,
гуашевые краски
синего цвета,
стаканнепроливайка,
тряпочка.

12

Оттиск пробки,
печатками из
картофеля

Знакомство с нетрадиционным
методом рисования; учить детей
наносить оттиски пробки,
печатками из картофеля на
поверхность листа, знакомить с
основными цветами; развивать
мелкую моторику пальцев рук.
Формировать знания о дарах осени фрукты.

Лист А4, набор
гуашевых красок,
стаканчик с водой,
влажные салфетки,
музыкальное
сопровождение,
картины с
фруктами.

Рисование
ладошкой

Знакомить с нетрадиционной
техникой рисования ладошками,
развивать чувство композиции и
цвета.

Лист А4 голубого
цвета, гуашь
желтого и
красного цвета,
стаканчики с
водой, салфетки,
иллюстрации с
изображением
рыбок.

3.
«Яблочки»

4. «Рыбки»

Ноябрь
Тема
занятия

Приемы и
методы

Программное содержание

Материалы

1. «Зонтик»

Рисование
ватными
палочками

Лист А4
с нарисованным
изображением
зонта, ватные
палочки, гуашь:
красная, желтая,
зеленая, синяя,
влажные
салфетки.

2. «Ежики»

Тычок
жесткой
полусухой
кистью

Знакомство с нетрадиционным методом
рисования; учить детей
наносить ватными
палочками ритмичные точки на
поверхности зонта, не выходя за контур;
продолжать знакомить с основными
цветами; развивать мелкую моторику
пальцев рук. Формировать
представления детей о назначении зонта,
закреплять знания о характерных
особенностях осенней погоды.
Учить рисовать тычком жесткой
полусухой кистью, передовая
характерные особенности. Воспитывать
любовь к природе, самостоятельность,
уверенность в себе. Развивать фантазию,
творческое воображение.

3. «Листопад»

Оттиск
пробки,
печатками
из картофеля

Знакомство с нетрадиционным методом
рисования; учить детей наносить
оттиски пробки, печатками из
картофеля на поверхность листа,
продолжать знакомить с основными
цветами; развивать мелкую моторику
пальцев рук. Учить подбирать и
отражать цветовую гамму, характерную
для осеннего сезона. Закреплять знания
о характерных особенностях осенней
погоды.
13

Лист А4 с
нарисованным
ежиком,
жёсткая кисть,
гуашевые краски,
стаканнепроливайка,
тряпочка.
Листья 3-4 вида,
лист А4,
дополнительные
листы бумаги под
лист для
раскрашивания;
набор гуашевых
красок, стаканчик
с водой, влажные
салфетки,
музыкальное
сопровождение,

4. «Дары
осени»

Оттиск
пробки,
печатками
из картофеля

Продолжать знакомить
с нетрадиционным методом рисования;
учить детей наносить оттиски пробки,
печатками из картофеля на поверхность
листа, продолжать знакомить с
основными цветами; развивать мелкую
моторику пальцев рук.

картины с
осенним
пейзажем.
Лист А4 с
нарисованной
банкой, набор
гуашевых красок,
влажные
салфетки, муляжи
фруктов.

Декабрь
Тема занятия

Приемы и
методы

Программное содержание

Материалы

1. «Первый
снег»

Рисование
ватными
палочками

Продолжать осваивать нетрадиционные
техники рисования (мятая бумага,
ватные палочки, пальчик). Развивать
умение располагать рисунок по всему
листу. Совершенствовать умение
аккуратно пользоваться гуашью,
воображение, внимание у детей;
расширять знания детей о сезонных
явлениях в природе зимой.

Тонированные
листы А4 синий,
голубой фон,
иллюстрации с
зимнем пейзажем,
белая гуашь,
салфетки,
листочки бумаги,
ватные палочки.

2. «Елочка»

Рисование
ладошкой

Упражнять в нетрадиционном способе
рисования (рисование с ладошками и
пальчиками). Учить детей передавать в
рисовании образ елки, располагать
изображение по всему листу бумаги.
Вызывать чувство радости от
проделанной работы.

Лист А4, гуашь:
зеленая,
коричневая, белая,
влажные салфетки,
иллюстрации елок.

3. «Огоньки
на елочке»

Рисование
пальчиками

Продолжать осваивать нетрадиционные
техники рисования. Формировать у
детей умение наносить отпечатки
красками на силуэт ёлочки.
Вызвать у детей чувство радости,
желание принять участие в
украшении ёлочки огоньками. Развивать
у детей восприятие цвета.

4.
Новогодний
подарок
«Дед
Мороз»

Рисование
ладошкой

Продолжать осваивать нетрадиционные
техники рисования. Уточнить и
расширить знания детей о
дедушке Морозе; создать у детей
атмосферу праздничного настроения.
Развивать фантазию, воображение,
мышление.

Лист А4 с
нарисованным
силуэтом ёлочки,
гуашь трёх цветов,
картина с
изображением ёло
чки. Игрушки: Дед
Мороз и
Снегурочка.
Лист А4 белой
бумаги, краски,
баночки с водой,
фломастеры или
карандаши.
Иллюстрации с
изображением деда
Мороза.

14

Январь
Тема
занятия
1. «Веселый
снеговик»

Приемы и
методы
Тычок
жесткой
полусухой
кистью

Программное содержание

Материалы

Продолжать упражнять в технике
рисования тычком полусухой жесткой
кистью. Продолжать учить
использовать такое средство
выразительности, как фактура.
Закрепить умение украшать рисунок,
используя рисование пальчиками.
Воспитывать аккуратность.

Белая гуашь, жесткая
кисть, красный и
чёрный маркер,
листы формата А4,
тонированный
темным цветом.
Изображение
снеговика.

2.«Пингвин
чик»

Рисование
ступней

Познакомить с техническим приёмом Тонированные листы
рисования ступней, пальчиками,
А4; гуашь, кисти,
кисточкой, учить передавать форму,
подставки под кисти,
пропорции и цвет пингвинов;
баночки с водой,
соблюдая относительную величину
салфетки.
частей. Развивать эстетическое
Иллюстрации, муз.
восприятие, творческое воображение,
сопровождение.
речь детей. Воспитывать аккуратность,
самостоятельность.

3.
«Снегирь»

Рисование
ладошкой

Закреплять технические приёмы
рисования ладонью, пальчиками,
кисточкой, упражнять
навыки рисования гуашью; учить
передавать форму, пропорции и цвет
оперения снегирей; развивать у детей
эстетическое восприятия, любовь к
птицам, желание передать её красоту;
развивать творческое воображение,
внимание; воспитывать интерес к
художественному творчеству.

Иллюстрации картин
со снегирями; лист
А4, гуашь, банки с
водой, салфетки на
каждого ребёнка.

4. «Зимний
лес»

Рисование
ватными
палочками

Продолжать знакомить с
нетрадиционной изобразительной
техникой рисования ватными
палочками. Учить наносить ритмично
и равномерные точки на всю
поверхность бумаги. Развивать
фантазию, воображение, речь.
Воспитывать любовь к природе,
воспитывать умение работать
аккуратно.

Лист А4 с
нарисованным
деревом, гуашь
белая, голубая,
синяя, салфетки.

Февраль
Тема
занятия

Приемы и
методы

Программное содержание

Материалы

1.
«Северный
олень»

Рисование
ступней

Продолжать знакомить с техническим
приёмом рисования ступней,
пальчиками, кисточкой, учить

Тонированные
листы А4; гуашь,
кисти, подставки под

15

2.
«Плюшевы
й медведь»

Рисование
поролоном

3. Подарок
для папы
«Машина»

Рисование
ватными
палочками

4.
«Котенок»

Рисование
поролоном

передавать форму, пропорции и цвет
оленя; соблюдая относительную
величину частей. Развивать
эстетическое восприятие, творческое
воображение, речь детей. Воспитывать
аккуратность, самостоятельность.

кисти, баночки с
водой, салфетки.
Иллюстрации.

Помочь детям освоить новый способ
изображения – рисования поролоновой
губкой, позволяющий наиболее ярко
передать изображаемый объект,
характерную фактурность его внешнего
вида, продолжать рисовать крупно,
располагать изображение в
соответствии с размером листа.
Воспитать у ребёнка художественный
вкус.
Овладеть техникой рисования ватными
палочками; развить мелкую моторику,
творческое начало, воображение,
фантазию, эстетический вкус; воспитать
аккуратность, трудолюбие, собранность
при выполнении приемов работы.
Помочь детям освоить новый способ
изображения – рисования поролоновой
губкой, позволяющий наиболее ярко
передать изображаемый объект,
характерную фактурность его внешнего
вида, продолжать рисовать крупно,
располагать изображение в
соответствии с размером листа.
Воспитать у ребёнка художественный
вкус.

Заготовка с
контуром медведя.
Поролон (2шт.),
тонкая кисть, гуашь.
Иллюстрации.

Лист А4 , краски,
ватные палочки,
емкость с водой,
рисунок машины.
Заготовка с
контуром котенка.
Поролон (2шт.),
тонкая кисть, гуашь.
Иллюстрации.

Март
Тема
занятия

Приемы и
методы

Программное содержание

Материалы

1.
«Солнышк
о
лучистое»

Рисование
ладошкой

Познакомить с техникой печатания
ладошками. Учить быстро наносить
краску на ладошку и делать отпечатки –
лучики у солнышка. Развивать
цветовосприятие.

2. Подарок
для мамы
«Мимоза»

Рисование
пальчикам
и

Учить детей рисовать нетрадиционным
способом: пальцем. Закрепить знания и
представления о цвете (жёлтый, форме
(круглый, величине (маленький,
количестве (много, качестве
(пушистый) предмета. Развивать
чувство композиции. Воспитать у
ребёнка художественный вкус.

Листы А4 с
нарисованным
посередине желтым
кругом, гуашь алого,
жёлтого оранжевого
цветов, тарелочки с
краской.
Лист А4 с
нарисованной
веточкой и листьями
мимозы, гуашь
жёлтая, салфетки,
стаканчики с водой,
ветка мимозы.

3.

Оттиск

Познакомить с нетрадиционным
16

Заготовки матрёшек

«Матрешки
»

печатками
из
картофеля
(штампы)

способом рисования штампами и
оттисками печатками из картофеля,
развивать умение составлять узоры,
украшать матрёшку. Привитие интереса
к декоративно-прикладному искусству
своей страны.

из альбомного листа,
краски, кисточки,
стаканчики с водой,
штампы, салфетки.

4.
«Цветочны
й хоровод»

Оттиск
печатками
из
картофеля
(штампы)

Продолжать знакомить с
нетрадиционным способом рисования
штампами и оттисками печатками из
картофеля, развивать умение составлять
узоры, украшать полянку.

Лист А4
тонированный
зеленым цветом,
краски, кисточки,
стаканчики с водой,
штампы, салфетки.

Апрель
Тема
занятия
1.
«Одуванчик»

Приемы и
методы
Рисование
ватными
палочками

Программное содержание

Материалы

Закрепить нетрадиционную технику
рисования ватными палочками, учиться
рисовать одуванчик в данной
технике. Закрепить знания по теме
«Части цветов» (цветок, стебель,
листок). Развивать творческие
способности, чувство прекрасного,
умение понимать и ценить красоту и
богатство окружающего мира.

Лист А4 голубого
цвета, гуашь белого
и зеленого цвета,
ватные палочки,
картина с
изображением
одуванчиков.

2. «Птичкиневелички»

Рисование
ватными
палочками

Закрепить освоение техники
модульного рисования - ватными
палочками. Воспитание бережного
отношения к окружающему миру - к
птицам, желание о них заботиться.
Привитие навыков аккуратной работы с
красками.

Лист А4, гуашь
жёлтого цвета,
ватные палочки,
птичка.

3. «Рыбки»

Рисование
ладошкой

Закрепить нетрадиционную технику
рисования ладошками, развивать
чувство композиции и цвета,
закреплять умение учить дополнять
изображение деталями с помощью
кисточки, развивать воображение и
творчество детей.

4. «Божьи
коровки на
лужайке»

Рисование
пальчиками

Закрепить освоение нетрадиционной
техники рисования пальчиками.
Закрепить умение равномерно наносить
точку на всю поверхность предмета;
вызывать эмоциональный отклик от
рисования; воспитывать аккуратность.

Лист А4 голубого
цвета, гуашь
черного,
коричневого,
зеленого, желтого
цвета, кисточки,
стаканчики с водой,
салфетки,
иллюстрации с
изображением
рыбок.
Вырезанные и
раскрашенные
божьи коровки без
точек на спинках, на
каждого ребёнка,
черная гуашь в
тарелочках
(мисочках).

17

Май
Тема занятия

Приемы и
методы

Программное содержание

Материалы

1. «Божья
коровка»

Рисование
ватными
палочками

Заготовка божьи
коровки, гуашь
черного цвета,
ватные палочки,
картина с
изображением
божьи коровки.

2. «Бусы для
Ксюши»

Рисование
ватными
палочками

Закрепить нетрадиционную технику
рисования ватными палочками,
учиться рисовать одуванчик в данной
технике. Закрепить знания по теме
«Части насекомого» (тельце,
крылышки, лапки). Развивать
творческие способности, чувство
прекрасного, умение понимать и
ценить красоту и богатство
окружающего мира.
Закрепить освоение техники
модульного рисования - ватными
палочками. Привитие навыков
аккуратной работы с красками.

3. «Солнышко
лучистое»

Рисование
ладошкой

Закрепить нетрадиционную технику
рисования, печатания ладошками.
Закреплять быстро наносить краску
на ладошку и делать отпечатки –
лучики у солнышка. Развивать
цветовосприятие.

4. «Собачка»

Рисование
поролоном

Закрепить способ изображения –
рисования поролоновой губкой,
позволяющий наиболее ярко передать
изображаемый объект, характерную
фактурность его внешнего вида,
продолжать рисовать крупно,
располагать изображение в
соответствии с размером листа.
Воспитать у ребёнка художественный
вкус.

Лист А4, гуашь
жёлтого, красного и
синего цвета,
ватные палочки,
кукла.
Листы А4 с
нарисованным
посередине желтым
кругом, гуашь
алого, жёлтого
оранжевого цветов,
тарелочки с
краской.
Заготовка с
контуром собаки.
Поролон (2шт.),
тонкая кисть, гуашь.
Иллюстрации.

 Планируемые результаты освоения Программы
В ходе реализации программы формируются общеучебные умения и
навыки.
Учебно - организационные:
- следить за правильной осанкой на рабочем месте;
- уметь понимать поставленную перед ним учебную задачу;
- уметь организовать рабочее место;
- проводить опытную работу (уметь применять знания на практике).
Учебно – интеллектуальные:
- реализовывать познавательную активность;
- выделять сущность признаков изучаемых объектов и явлений;
18

- активизировать образы и представления, хранящиеся в долговременной
памяти.
- знать первые элементарные математические представления о счете,
размере, величине;
- развивать сенсорные эталоны.
- у детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев,
социокультурный опыт ребенка.
Учебно – коммуникативные:
- в интересной игровой форме обогащать свой словарь;
- в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий
с красками вести непрерывный разговор со взрослым;
- такая
игровая
организация
деятельности
детей
позволяет
стимулировать их речевую активность, вызывать речевое подражание,
формировать и активировать словарь, понимать ребенком речь окружающих.
- знакомиться
с
художественными
произведениями,
стихами,
потешками, пальчиковыми играми.
Предполагаемые навыки и умения ребенка 2-3 лет к концу года:
- сформированы первоначальные представления о различных способах
рисования;
- сформировано умение использовать в изобразительной деятельности
разные способы и техники рисования;
- более развита мелкая моторика и, следовательно, мотивация к
дальнейшему обучению;
- улучшено цветовое восприятие и расширены знания о смешивании
красок и получении нужных оттенков;
- повышено творческое воображение, самооценка, аккуратность.
Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
 Календарный учебный график на 2025/2026 учебный год
Режим
организации
занятий
по
данной
дополнительной
общеобразовательной программе определяется календарным учебном
графиком и соответствует нормам, утвержденным «СП 2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020
года).
Первый год обучения - для детей второй группа раннего возраста,
занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия
составляет 10 минут.

19

Форма детского образовательного объединения – кружок. Общее
количество занятий в год – 36 занятия с октября по май. Педагогический
анализ знаний и умений по кружку: «Маленький художник», детей 2-3 лет
проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае). Начало
учебного года – октябрь. Окончание учебного года – мая.
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Общая
продолжительн
ость
календарных
дней

Количество
учебных
недель

Количество
часов в
неделю

Количество
учебных
часов

Режим занятий

1 год

01.09.
2025

31.05.
2026

360

32

40

320

по средам
16.00-16.10

 Формы организации образовательного процесса
Фронтальная
• знакомство с новым видом техники или материалом
• участие в обсуждениях выполнения задуманного;
• предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному;
Групповая
• выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать
навыки;
• работа над созданием задуманного
Индивидуальная
• совершенствование знаний и умений;
• выполнение практических заданий;
• овладение новыми приемами.
 Формы проведения занятия
беседа
открытое занятие
занятие-игра
сказка
игра-путешествие
размышление
 Алгоритм занятий
Программа построена с учётом специфики методики работы в группе
младшего дошкольного возраста (2 г.) и дидактических принципов:
- систематичности и последовательности: постановка и / или
корректировка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному».
- цикличности: построение содержания программы с постепенным
усложнением и расширением.
- природосообразности: учёт возрастных особенностей и индивидуальных
способностей.
- интереса: опора на интересы отдельных детей и детского сообщества в
целом.
20

 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Групповые занятия проводятся один раз в неделю согласно расписанию
занятий, в кабинете ИЗО.
 Инструменты и материалы (по количеству детей).


Кисти для акварели



Кисти для гуаши



Стаканы для воды (непроливайки)



Палитры



Ватные палочки



Бумага (для принтера, цветная, картон, ватман, акварельная, альбом)



Гуашь



Акварель



Цветные карандаши (простые)



Ластики



Мелки (восковые и простые)



Поролон



Штампы

 Пупырчатая пленка
Программу
Александровна,

 Кадровое обеспечение:
реализует педагог, воспитатель,
2

группы

раннего

возраста,

Яшина

Татьяна

имеющий

высшее

педагогическое образование, и высшую квалификационную категорию.
 Формы аттестации.
В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает
возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании
успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению
положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому
ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами
других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось.

21

Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки
ребёнка. Также дети с лучшими рисунки, принимают участия в различных
конкурсах.
 Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественного развития детей 2-3 лет (первая младшая группа)
Виды контроля включают:
Входной контроль: проводится первичное тестирование (сентябрь) с
целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и
оценки общего кругозора ребёнка. Текущий контроль: проводится в середине
учебного года (январь). По его результатам, при необходимости,
осуществляется коррекция учебно-тематического плана.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом
занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала,
готовность к восприятию нового материала, выявляет учащихся, отстающих
или опережающих обучение; позволяет педагогу подобрать наиболее
эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы,
модуля, в конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного
ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с
целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого
ребенка, его творческих способностей, определения результатов обучения,
ориентирования на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Получение сведений для совершенствования образовательной программы и
методов обучения.
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия
для
развития
конструкторских
способностей
воспитанников,
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные
дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе,
дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Педагогическая диагностика делится на:
- первичный (сентябрь);
- промежуточный (январь);
- итоговый (май).

22

Общие показатели развития детского творчества для данного
возраста:
 Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной
игрушке и другим предметам декоративно-прикладного творчества (посуда,
предметы интерьера);


Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;

 Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш,
фломастер, кисть) и материалами;
 Осваивание способов зрительного и тактильного обследования
предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования
представлений об окружающем мире;
 Проявление
деятельности;

эмоциональности

и

интереса

к

художественной

 Ребенок может передавать свои представления и впечатления об
окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании,
лепке, аппликации);
 Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего
мира;
 Передача формы и цвета доступными художественными способами;
 Ассоциативно ребенок может устанавливать
реальными предметами и их изображением;

сходство

между

 Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка,
машина, птичка и т. д.) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке,
солнышко в окошке);
 Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.
 Методическое обеспечение программы:
Методы обучения
-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с
подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.);
фонограмм;
-игровые приёмы;
23

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и
ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.
Эффективность и результативность работы педагога зависит от
целесообразности используемых методов обучения.
Вербальные методы (рассказ, беседа) направлены на лучшее усвоение
учащимися учебного материала, формируют навыки учебной деятельности. В
ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы,
как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения
запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения
главного.
Наглядные методы (показ, демонстрация) активизируют зрительное
восприятие и зрительную память, создают условия для речемыслительной
активности учащихся в каждый момент обучения. Особенностью наглядных
методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или
иной мере сочетаясь со словесными методами. Наглядность (картины,
рисунки,
фотографии,
аудиовизуальная
наглядность)
увеличивает
эффективность обучения, помогает обучающимся усваивать язык более
осмысленно и с большим интересом. Применение наглядности снижает
утомляемость на занятии, тренирует творческое воображение.
Игровые методы (дидактические игры, подвижные игры, сюжетноролевые игры)
является стимулом к изучению навыков рисования и
позволяют организовать разнообразную интересную деятельность учащихся,
развивают образную и ассоциативную память, способствуют обеспечивать
переход от игры к собственно учебной деятельности. Применение игровых
методов обучения способствует выполнению важных задач по обучению.
Методы и приемы:
- наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения
(живых и неживых объектов);
- активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев,
цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;
- нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на
круг, овал, треугольник, квадрат;
- показ произведений русского декоративно-прикладного искусства
(дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);
- рассматривание картинок, картин, иллюстраций;
- инсценирование с помощью игрушек, реальных и сказочных ситуаций;
- дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой,
природным материалом.
- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих
наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми
на кружке.

24

Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
- образцы, схемы, шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- альбомы с репродукциями художников.
 Оценочные материалы
Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с
интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним;
с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративноприкладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в
игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах
и может их узнавать; правильно работает с инструментами (кистью,
карандашом, фломастером).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности
ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует
свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в
деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать,
лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает
основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью,
карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к
изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим
человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает
схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не
сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит
инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

25

 Методическое обеспечение (список используемой литературы)
1. Арнаутова Е. П. «Педагог и семья.» – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.
2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
3. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва
Издательство Скрипторий, 2008.
4. Дубровская Н.В «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - детство-пресс 2003.
5. Дубровская Н.В «Яркие ладошки» - детство-пресс 2004
6. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий» – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Кожохина С. К. «Путешествие в мир искусства – программа развития детей
дошкольного возраста» М.: ТЦ Сфера, 2002.
8. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008.
9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности- М .: ИД «Цветной
мир» , 2015.
10.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая
группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебнометодическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» ,2014.
11. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» - Академия развития 2006.
12. Педагогический опыт, опубликованный в журналах дошкольное воспитание.
13. Медиоресурсы интернета «МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д.
14. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
16.Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз
родителей.- СПб.: КАРО,2010.
17. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в
ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
18. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва.
2003.
19. Янушко. ЕА«Рисование с детьми раннего возраста»- М.: Мозаика -Синтез, 2006г.

26

Приложение №1
Диагностика уровня знаний и умений по художественно - эстетической
направленности «Маленький художник»
для второй группы раннего возраста
на 2025-2026 учебный год
Общие показатели развития

Фамилия, имя ребенка

детского творчества

Проявление интереса к
иллюстрациям и предметам
декоративно-прикладного
творчества
Экспериментирование с
художественными
инструментами
Освоение способов зрительного и
тактильного обследования
Эмоциональность и интерес
Передача представлений и
впечатлений
Создание образов предметов и
явлений
Передача формы и цвета
Ассоциативное сходство
(реальный предмет изображение)
Интерес к обыгрыванию образов
Знание основных цветов

Итоги:
Оценка показателя художественно развития, где
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень

27

Приложение №2

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 2 – 3 лет
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы
обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём
друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью
правой руки – «катаем
машинку».)
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы,
показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами
другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как
будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть
другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко,
другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в
рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный
пальчики на обеих руках
«убегают» как можно дальше.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем
шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным
пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
28

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами
одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в
другую.)
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить
пальцы.)
Дремучий лес, Полный сказок и чудес!
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в
кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются
подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы
одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем
вращательные движения – «помешиваем чай».)
Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.

29

Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая –
проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания
перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
Пальчиковая гимнастика «Обувь»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по
столу.)
Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по
одному.)
В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)
И на ножки надевают
Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)
Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой
ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены,
большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
30

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним
пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с
остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок –
«бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
Пальчиковая гимнастика «Части тела»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на
соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами –
показываем, как кошка моет ушки.)
Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по
поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)
Котята наперегонки.
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
31

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих
рук «идут» навстречу друг другу.)
Шли по дорожке по полю, по лугу.
Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)
Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные
стороны.)
Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с
мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)
Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок.
Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние
пальцы выпрямлены – «ушки».)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)
Рыжехвостая лиса.
Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Илья Муромец – (Приосаниться.)
Добрый молодец. (Показать бицепсы.)
Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)
Да врагов разит. («Бросить копьё».)
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Хобот носит только он – (Рукой плавно двигаем перед собой –
изображаем хобот.)
Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)
Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
32

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)
В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)
А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются
остальных, начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.) Все
красивы, хороши.
Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая –
«дятел» - кулачком стучите о неё.)
Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит (Смена рук.) Стук-стук-стук.
Пальчиковая гимнастика «Наш дом»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с
мизинца.)
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Пальчиковая гимнастика «Мебель»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)
Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)
Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)
И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой
ложкой.)
33

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони
двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –
«сигналим».)
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели. Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в
стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами
обеих рук.)
А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)
Пальчиковая гимнастика «Лето»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами
одной руки.)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от
груди вперёд.)
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это
«ромашка».) Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки
(Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.) Считать ромашки
лепестки.
Пальчиковая гимнастика «Космос»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)
Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом –
«месяц».)

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».