муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №13
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
физического развития воспитанников
623532 Свердловская область г. Богданович ул. Новаторов 2 а, 8-343-76-5-35-33,
(сайтb13.tvojsadik, mkdou13@uobqd.ru)
Принято
Утверждена:
Педагогическим советом
______________С.А.Топорковой
протокол №1
Заведующим МАДОУ №13
от « 28 » августа 2025 г.
приказ №129
от «28 »августа 2025г.
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно - эстетической направленности
«Говорящие пальчики»
Возраст воспитанников:1,5-3 лет
срок реализации : 1 год
Разработала:
Дозорова Анна Владимировна,
воспитатель
Согласовано:
Родительским комитетом
Протокол № 1
От «___»_______________2025г
г. Богданович 2025г.
Содержание
Наименование разделов
Стр.
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
3
Актуальность программы
4
Учебно-тематический план
7
Содержание Программы
9
Список литературы
18
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовые основания для проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Рабочая программа кружка «Говорящие пальчики» (далее программа)
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273 – ФЗ (последняя редакция);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждёнными Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждёнными
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2.
Пояснительная записка
Игры с пальчиками – это, не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения
на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в
глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом
способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к
себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать
интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать
эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными
видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного
эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в
парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона
кашу варила»).
Все представленные в учебном плане речевые техники изучены и
апробированы в работе с детьми. Экспериментально проверена их
эффективность для развития мелкой моторики, т.е. для формирования
интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное,
сохранению психического и физического развития ребенка. Доступность
использования нетрадиционных техник определяется возрастными
особенностями дошкольников.
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной
деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к
другим. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и
умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
Полезным, массажным приемом в пальчиковых играх является
вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание,
встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д.
Все занятия взаимосвязаны между собой. Они имеют большое
значение для гармоничного развития ребёнка.
Построены занятия с учетом широкого и всестороннего использования
игры. Это позволяет:
формировать навыки детей сенсорному анализу;
способствовать развитию мелкой моторики;
оказание
помощи
в
овладении
последовательностью
микропроцессов от простых к сложным.
развитие речи детей.
В образовательном процессе используются разнообразные формы и
методы:
наблюдения;
рассматривание иллюстраций;
беседа, рассказ;
чтение художественной литературы;
разучивание потешек и коротких стихотворений;
использование атрибутов к пальчиковым играм;
практическое занятие.
Занятия проводятся с детьми на 1 год, один раз в неделю.
Продолжительность занятия – 8-10 минут. Группа – из 5 человек. Всего 32
занятия.
Актуальность программы
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют
процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки
находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая
моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами
сознания, как внимание, мышление.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся
дальнейшая
жизнь
ребенка
требует
использования
точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный
эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат
вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой,
ритмичной, яркой.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать
определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка
развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он
может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кружок «Говорящие пальчики» направлен на развитие и укрепление
мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются
следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами: (мозаика, конструктор,
крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);
- рисование пальчиками, закрашивание.
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой
моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в
формировании последовательной координации движений пальцев рук и
навыков ручной умелости.
Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через
развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать
мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи:
Обучающие:
формирование произвольных координированных движений пальцев
рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия
(тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное
внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость, целенаправленность.
В результате целенаправленной работы студии «Цветные ладошки»
дети овладевают:
-знают текст и умеют играть в пальчиковую игру;
- самостоятельно выполняют жесты и показывают воспитателю;
- используют игры в повседневной жизни детского сада и дома,
проявляя при этом интерес и доставляя себе радость.
Тематический план
Месяц
Тема
Кол-во часов
практики
Кол-во
занятий
Октябрь
1. «Осень в гости пришла!»
2. «Дождик, дождик»
3. «Мы капусту солим, солим»
4.«Осенние листочки»
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
1
1
1
1
Ноябрь
1. «Ходит осень в нашем парке»
2. «Листья осенние тихо
кружатся»
3. «Ежик»
4. «Грибочки»
1. «Зайка беленький сидит»
2. «Снегопад»
3. «В лесу родилась елочка»
4. «Новогодние подарки»
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
1
1
1
1
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
1
1
1
1
Январь
1. «Строители»
2. «Мы во двор пошли гулять»
3. «Мои игрушки»
4. «Мишка косолапый»
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
1
1
1
1
Февраль
1. «Мишке холодно зимой»
2. «Ладушки- ладошки»
3. «Строим дом»
4. «Мебель»
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
1
1
1
1
Март
1. «Бусы для мамы»
2. «Подснежник»
3. «Веселая мышка»
4. «Сидит белка на тележке»
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
1
1
1
1
1. «Капают капели»
2. «Ежик»
3. «На лужок»
4. «Наши яркие цветы»
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
8-10 мин
1
1
1
1
Декабрь
Апрель
Май
1. «Петушок,
петушок,
золотой гребешок»
2. «Хозяйка»
3. «Варим, варим мы компот»
4. «Вышли пальчики гулять»
Итого:
8-10 мин
8-10 мин
1
1
8-10 мин
8-10 мин
1
1
32
Перспективно - тематическое планирование
ОКТЯБРЬ
Тема занятия
1. «Осень в
гости пришла!»
Приемы и методы
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
2. «Дождик,
дождик»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
3. «Мы капусту,
солим, солим»
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
Программное содержание
1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель:
развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (д/и
«Чудесный мешочек»). Цель: развивать исследовательские действия
путем вынимания предметов на ощупь.
3. Пальчиковая игра «Осень» Цель: развивать мелкую моторику
пальцев.
1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные мячик».
Цель: развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.
2. Игра «Манный дождик». Ребенок быстро, а затем медленно сыплет
манную крупу из своего кулачка в тарелочку, на ладонь взрослого, на
свою ладонь. Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
3. Пальчиковая игра «Дождик, дождик» Цель: развивать общую
координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с
текстом.
1. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов
бумаги с контурным изображением овощей. Цель: развивать мелкую
моторику пальцев рук, внимание.
3. Пальчиковая игра «Мы капусту солим, солим». Цель: развивать
общую координацию движений, учить выполнять движения в
соответствии с текстом.
Материалы
- колечки для массажа;
- резиновые игрушки в
мешочке;
- иллюстрации на тему
«Осень».
- массажные мячики;
- контейнер с манной
крупой;
- тучка с капельками.
- семечки тыквы и
подсолнуха, мисочки,
ложки;
- скомканные в контурным
шарики листы бумаги с
изображением овощей.
4. «Осенние
листочки»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок». Цель: учить детей
катать бусинки по очереди каждым пальчиком.
2. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Собираем листочки» Цель: развивать общую
координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с
текстом.
- бусинки;
- семечки тыквы и
подсолнуха, мисочки,
ложки;
- иллюстрации на тему
«Осень».
Тема занятия
1. «Ходит осень в
нашем парке»
Приемы и методы
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментировани
я с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
Материалы
- колечки для массажа;
- резиновые игрушки в
мешочке;
- иллюстрации на тему
«Осень».
2. «Листья
осенние тихо
кружатся»»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментировани
я с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
3. «Ежик»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментировани
я с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
Программное содержание
1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель:
развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (д/и
«Чудесный мешочек»). Цель: развивать исследовательские действия
путем вынимания предметов на ощупь.
3. Пальчиковая игра «Ходит осень в нашем парке». Цель: развивать
мелкую моторику пальцев.
1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок». Цель: учить детей
катать бусинки по очереди каждым пальчиком.
2. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Листья осенние тихо кружатся» Цель: развивать
общую координацию движений, учить выполнять движения в
соответствии с текстом.
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра «Колючий ежик». Цель:
развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать
навыки выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата». (заплатки). Цель: совершенствовать мелкую
моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и
пространственную ориентацию.
3. Пальчиковая игра «Ежик» Цель: развивать мелкую моторику рук.
НОЯБРЬ
- бусинки;
- семечки тыквы и
подсолнуха, мисочки,
ложки;
- иллюстрации на тему
«Осенние листья».
- иллюстрация «Ежик и
ежата»;
- массажные мячики;
- пластилин и шаблон с
нарисованным ежиком
(заплатки).
4. «Грибочки»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментировани
я с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра
1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». Цель:
развивать мелкую моторику.
2. Игра «Соберем грибочки в корзинку» Цель: развивать мелкую
моторику пальцев рук, внимание.
3. Пальчиковая игра «Грибочки» Цель: развивать общую
координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с
текстом.
- грецкие орехи;
- грибочки с корзинками.
ДЕКАБРЬ
Тема занятия
Приемы и методы
Программное содержание
1. «Зайка
беленький
сидит»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования с
предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
1. Массаж «Покатай, покатай». (Катание гладкого и ребристого карандаша
между ладонями). Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Прыгают зайцы»- кончиками пальцев ребенок ударяет поверхности
манной крупы, двигаясь в разных направлениях. Цель: развитие тактильной
чувствительности, воображения.
3. Пальчиковая игра «Зайка беленький сидит» Цель: развивать мелкую
моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
2. «Снегопад»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования с
предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования с
предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
1. Игра «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.
2. Пальчиковая игра «Снегопад» Цель: развивать мелкую моторику рук, умение
воспроизводить движения в соответствии с текстом.
3. «В лесу
родилась
елочка»
1. Массаж «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу). Цель: развивать
мелкую моторику рук.
2. Игра «Новогодняя елка». Цель: учить детей лепить круглые предметы,
скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за
мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий
(сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).
3. Пальчиковая игра «Елочка». Цель: развивать мелкую моторику; учить
воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.
Материалы
- гладкие и
ребристые
карандаши;
- контейнер с
манной крупой;
- игрушки
зайчики.
- белая бумага;
- иллюстрации на
тему «Зима».
- гладкие и
ребристые
карандаши;
- изображение
елочки на листе
А4 и пластилин;
- иллюстрация
елочки.
4. «Новогодние - самомассаж рук;
подарки»
- игрыэкспериментирования с
предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики». Цель:
развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.
2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке,
зайчику, ежику) Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания
предметов на ощупь (из мешочка).
3. Пальчиковая игра «Подарки». Цель: развивать мелкую моторику рук.
- резиновые
мячики;
-д/и «Чудесный
мешочек»,
животные.
ЯНВАРЬ
Тема занятия
1. «Строители»
Приемы и методы
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
Программное содержание
1. Игра «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в
комочки и катаем их между ладонями.
2. Игра «Манный ветер» (дыхательное) Цель: научить детей управлять
вдохом-выдохом. Детям предлагается подарить пожелание песочной
стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также
выдувать углубления, ямки на поверхности песка.
Материалы
- белая бумага;
- контейнер с манной
крупой;
- коктейльные трубочки.
3. Пальчиковая игра «Строители» Цель: развивать мелкую моторику рук; учить
выполнять движения в соответствии с текстом.
2. «Мы во двор
пошли гулять»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
3. «Мои игрушки» - самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки» Цель:
развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Игра «Посыпаем дорожку». Цель: учить детей посыпать тремя
пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев.
3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». Цель: развивать
мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с
текстом.
1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать
прищепки.
2. Игра «Чудо-прищепки» (солнышко, ежик, цыпленок). Цель: развивать
мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Игрушки» Цель: развивать мелкую моторику рук;
учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- прищепки;
- контейнер с манной
крупой.
- д/и «Чудоприщепки»;
- иллюстрации на тему
«Игрушки».
4. «Мишка
косолапый»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
-пальчиковая игра.
1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». Цель: развивать
мелкую моторику.
2. Игра «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой
надавливает на манную крупу.
3. Пальчиковая игра «Мишка косолапый» Цель: развивать мелкую
моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- грецкие орехи;
- контейнер с манной
крупой;
- игрушка медвежонок.
Приемы и методы
Программное содержание
Материалы
ФЕВРАЛЬ
Тема занятия
1. «Мишке
холодно зимой»
2. «Ладушкиладошки»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
3. «Строим дом»
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
4. «Мебель»
- самомассаж рук;
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой» Цель:
развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Чтоб Мишке было теплее». Цель: учить мелко, рвать бумагу,
потом засыпать Мишку - «В берлоге». 3. Пальчиковая игра «Есть у
каждого свой дом». Цель: развивать координацию общих движений.
- массажные мячики;
- белая бумага;
1. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель:
развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с
контурным изображением. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук,
внимание.
3. Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки» Цель: развивать общую
координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с
текстом.
1. Игра «Строим дом» с использованием геометрических фигур. Цель:
учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук.
2. Игра «Следы к дому» (на манке ставить пальчиками точки). Цель:
развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки
указательным пальцем.
3. Пальчиковая игра «Строим дом» Цель: развивать мелкую моторику рук.
1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша
- семечки тыквы и
подсолнуха, мисочки,
ложки;
- скомканные в
шарики листы бумаги
с контурным
изображением.
-игрушка медвежонок.
- иллюстрации на тему
«Наш дом»;
- д/и «Строим дом»;
- контейнер с манкой.
- гладкие и ребристые
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
между ладошками по всей длине пальчиков. Цель: развивать мелкую
моторику пальцев.
2. Игра «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с
контурным изображением мебели. Цель: развивать мелкую моторику
пальцев рук, внимание.
3. Пальчиковая игра «Мебель» Цель: развивать общую координацию
движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
карандаши;
- скомканные в
шарики листы бумаги
с контурным
изображением.
- иллюстрации на тему
«Мебель».
МАРТ
Тема занятия
Приемы и методы
Программное содержание
Материалы
1. «Бусы для
мамы»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами». Цель: развивать
мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Бусы для мамы». Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать
соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со
шнуром.
3. Пальчиковая игра «Помощники» Цель: развивать моторику пальцев рук.
- иллюстрации на
тему «Мамины
помощники»;
- д/и «Бусы».
2. «Подснежник»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
3. «Веселая
мышка»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель:
развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Цветочек» - выкладывание из цветных крышек по контуру. Цель:
совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное
внимание и пространственную ориентацию.
3. Пальчиковая игра «Подснежник» Цель: развивать общую координацию
движения.
1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». Цель: развивать
мелкую моторику.
2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и
подсолнуха) Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. Пальчиковая игра «Веселая мышка». Цель: развивать общую координацию
движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- иллюстрации на
тему «Весна»;
-цветные крышки,
трафарет
цветочка;
- колечки для
массажа.
- игрушка мышка;
-грецкие орехи;
- семечки тыквы и
подсолнуха,
мисочки, ложки.
4. «Сидит белка
на тележке»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
1. Массаж грецким орехом игра: «Катилась торба». Цель: развивать мелкую
моторику рук.
2. Игра «Закрути крышку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное
внимание и пространственную ориентацию.
3. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» Цель: развивать общую
координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- игрушка
белочка;
-грецкие орехи;
-цветные крышки.
АПРЕЛЬ
Тема занятия
Приемы и методы
Программное содержание
Материалы
1. «Капают
капели»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
- иллюстрации на
тему «Весна»;
- прищепки;
- контейнер с
манкой.
2. «Ежик»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
- пальчиковые игры.
3. «На лужок»
- самомассаж рук;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами;
1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать
прищепки.
2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки). Цель:
развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки
указательным пальцем.
3. Пальчиковая игра «Капают капели» Цель: развивать мелкую моторику
рук.
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра «Колючий ежик». Цель:
развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки
выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький
пластилиновый комочек). Цель: совершенствовать мелкую моторику
пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную
ориентацию.
3. Пальчиковая игра «Ежик» Цель: развивать мелкую моторику рук.
1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики». Цель:
развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.
2. Игра «Сокровище» - в контейнере с манкой находить различные камушки,
пуговицы. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
3. Пальчиковая игра «На лужок» Цель: развивать общую координацию
- иллюстрация
«Ежик и ежата»;
- массажные
мячики;
- пластилин и
спички.
- иллюстрация
поляны с
цветами;
- массажные
мячики;
4. «Наши яркие
цветы»
- пальчиковые игры.
движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- контейнер с
манкой,
камушки.
- пальчиковые игры;
- игрыэкспериментирования
с предметами и
материалами.
1. Игра «Красивый одуванчик» (Втыкание спичек в пластилиновый
комочек).
2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».
3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки
бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить
на общий зеленый фон.
- пластилин и
спички;
- большой лист
бумаги зеленого
цвета, цветные
салфетки, клей.
Май
Тема занятия
Приемы и методы
1 «Петушок, петушок, - игры-экспериментирования с
золотой гребешок»
предметами и материалами;
-пальчиковая игра.
2. «Хозяйка»
- игры-экспериментирования с
предметами и материалами;
- пальчиковые игры.
3. «Варим, варим мы - игры-экспериментирования с
компот»
предметами и материалами;
Программное содержание
1. Мозаика «Цыплятки бегут за
курочкой», «Цыплятки вокруг
курочки».
2. Игра «Угощение для птиц» сортировка семян. Цель:
развивать мелкую моторику рук
и пальцев.
3. Пальчиковая игра «Петушок,
петушок, золотой гребешок».
Цель: развивать общую
координацию рук.
1. Игра. Пересыпание крупы
ложкой из одной мисочки в
другую. Цель: развивать мелкую
моторику рук.
2. Игра «Что это? –
разглаживание скомканных в
шарики листов бумаги с
контурным изображением
овощей. Цель: развивать мелкую
моторику пальцев рук, внимание.
3. Пальчиковая игра «Хозяйка».
Цель: развивать общую
координацию движений, учить
выполнять движения в
соответствии с текстом
1.Игра «Подарок для мышей и
мышат». (Сортировка семечек
Материалы
- иллюстрация петушка или
игрушка;
- д/и «Мозаика»;
- семечки тыквы и подсолнуха,
мисочки, ложки.
- семечки тыквы и подсолнуха,
мисочки, ложки;
- скомканные в контурным
шарики листы бумаги с
изображением овощей.
- семечки тыквы и подсолнуха;
- скомканные в шарики листы
- пальчиковые игры.
4. «Вышли
гулять»
пальчики - самомассаж рук;
- игры-экспериментирования с
предметами и материалами;
-пальчиковая игра.
тыквы и подсолнуха) Цель:
развивать мелкую моторику рук
и пальцев.
2. Игра «Что это? –
разглаживание скомканных в
шарики листов бумаги с
контурным изображением
фруктов. Цель: развивать мелкую
моторику пальцев рук, внимание.
3. Пальчиковая игра «Варим,
варим мы компот». Цель:
развивать общую координацию
движений, учить выполнять
движения в соответствии с
текстом.
1. Массаж «Колечко, колечко».
Надевание и снимание колечка.
Цель: развивать мелкую
моторику рук.
2. Игра «Кто это? В контейнере с
манкой спрятать мелкие
игрушки, ребенок опускает руки
и находит их. Цель: развивать
мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Вышли
пальчики гулять» Цель:
развивать общую координацию
движений, учить выполнять
движения в соответствии с
текстом.
бумаги с контурным
изображением фруктов.
- колечки для массажа;
- контейнер с манной крупой;
- мелкие игрушки.
Список использованной литературы
1. Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.
2. Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2002 год.
3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.
4. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А.Е. Белая, В.И. Мирясова.
5. Играем с пальчиками. Издательство «Эскимо», автор А.Ю. Соколова 2002 год.
6. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев». - М.: «Генезис», 2008
7. О. Крупенцук, «Тренируем пальчики» - развиваем речь. Издательство 2011 год.
8. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
9. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
10.Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.