Говорящие пальчики

Содержание
Раздел I. Основные характеристики программы……3
1.1.

Пояснительная записка…………………………3

1.2.

Учебный план…………………………………...8

1.3.

Содержание……………………………………...9

1.4.

Планируемые результаты………………………22

Раздел II. Организационно-педагогические условия...23
2.1. Календарный учебный график……………………23
2.2. Условия реализации программы………………….23
2.3. Формы аттестации и оценочный материалы…….25
2.4. Список используемой литературы………………..29

2

Раздел I. Основные характеристики программы.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями следующих
нормативно-правовых документов:
 Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
 Концепция развития дополнительного образования в РФ,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р,
 Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №093242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), 
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»,
- Сан ПИН 2.1.3684-21 от 28.01.2021г. №3
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое
значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие
центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических
навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что,
например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня
сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Дети 3-4
лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как
правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям
с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за
малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к
задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в
дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметнопрактической деятельности.

Направленность
3

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и
призвана через развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающих
двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки,
положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие
речи дошкольников.
Актуальность
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение
количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,
прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными
инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не
может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит
в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного
восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов,
их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой
моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять
должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и
координации движений руки. Это решает сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное
развитие детей,
во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика –
это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики
напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для
накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной
умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения
письмом. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений.
Особенности программы
Игры с пальчиками – это, не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения
на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в
глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом
способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе
внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать
интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать
4

эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными
видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного
эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в
парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона
кашу варила»).
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением
ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации
движений рук - один из показаний интеллектуального развития и,
следовательно, готовности к обучению к школе.
Развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое
внимание. Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые
помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук,
дифференцированные движения пальцев рук.
Новизна программы
Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по
развитию мелкой моторики у детей, необходимой для дальнейшего развития
детского творчества, становлению таких мыслительных операций, как анализ,
синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех
видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Программа объединяет три формы работы, вида детской деятельности:
пальчиковые игры, игры-экспериментирования с предметами и материалами,
самомассаж рук. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме.
Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно,
работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Программа
«Говорящие
пальчики»
рассчитана
на
любого
обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и
способностей.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей 3-4 года. Условия жизни в
дошкольный период стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются
до пределов улицы города. Это период познания мира человеческих
отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая
становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться. В это
же время ребёнок начинает творчески осваивать речь, у него формируется
творческое воображение. У дошкольника своя особая логика мышления,
подчиняющаяся динамике образных представлений. Поскольку дошкольное
детство, является периодом первоначального становления личности у детей,
5

возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения,
самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми
чувствами и мотивами.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю
продолжительностью 15 минут с учетом возраста детей.

(по

четвергам)

Объем программы
Программа рассчитана на 8 календарных месяца (октябрь-май) (31 час)
Особенности организации образовательного процесса
Дети на занятиях знакомятся с возможностями своих пальцев, рук;
учатся звукоподражанию, запоминают различные стишки, потешки и т.д.,
учатся управлять своими действиями, концентрировать внимание на одном
виде деятельности, взаимодействовать друг с другом.
Формы и методы занятий:
 Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
 Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
 Практические (воспроизводящие и тренировочные
рисование)
 Игровые (различные дидактические игры)

упражнения,

Для развития моторики рук используются следующие приемы:
 самомассаж кистей рук;
 пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
 выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор,
крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
 рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу,
закрашивание).
Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность
занятий позволяет маленьким детям быстрее усвоить стереотипы занятий и
действовать в соответствии с ними. Занятие состоит из 3 частей: вводная,
основная и заключительная. Вводная часть включает в себя ритуал
приветствия. Цель ритуала приветствия - установление контакта и
положительного эмоционального фона занятия. Основная часть включает в
себя упражнения. В этой части занятия проводятся игры, направленные на
развитие зрительного, тактильного восприятия, внимания, речи, мышления, с
6

использованием сюжетов на лексические темы; упражнения на развитие
мелкой моторики рук с предметами и без предметов. Заключительную часть ритуал окончания занятия. Цель ритуала прощания - логическое завершение
занятия и подведение итогов через проговаривание положительных моментов
занятия.
Формы подведения итогов реализации программы
В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг
уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и
итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса
используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам;
самостоятельные работы; выставка работ; фотоотчет.
Цель программы - развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной
деятельности (рисование, лепка, конструирование) .
Задачи программы
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев
рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия
(тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формирование практических умений и навыков;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное
внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать в детях усидчивость.
- воспитывать внимательность к выполнению заданий.
способствовать
созданию
игровых
ситуаций,
расширять
коммуникативные способности детей.

1.2.

Учебный план
7

№
п/п

Название
темы

Всего
часов

Теоретическое
занятие

Практическое
занятие

Форма
контроля
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение

Октябрь
15 мин.

3 мин.

12 мин.

2

Овощи с
огорода
Одежда

15 мин.

3 мин.

12мин.

3

Транспорт

15 мин.

3 мир.

12мин.

4

Домашние
животные

15 мин.

3 мин.

12 мин.

1

Ноябрь
1

Игрушки

15 мин.

3мин.

12 мин.

2

Птицы

15 мир.

3мин.

12 мин.

3

Посуда

15мир.

3 мин.

12 мин.

4

Транспорт

15мир.

3 мир.

12 мин.

Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение

Декабрь
1
2
3
4

Дикие
животные
Деревья

15 мин.

3 мин.

12 мин.

15мин.

3мин.

12мин.

Зима.
Признаки зимы
Новый год.
Ёлка

15мин.

3мин.

12 мин.

15мин.

3 мин.

12 мин.

Текущий.
Наблюдение.
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение.

Январь
1

Снег идёт

15 мин.

3 мин.

12 мин.

2

Одежда

15 мин.

3 мин.

12 мин.

3

Дикие
животные

15 мин.

3 мин.

12 мин.

Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение

Февраль
15 мин.

3 мин.

12 мин.

2

Виды
транспорта
Профессии

15 мин.

3 мин.

12 мин.

3

Защитники

15 мин.

3 мин.

12 мин.

1

Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
8

отечества
4

Конец зимы

Наблюдение
15 мин.

3 мин.

12 мин.

Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение

Март
1

Мамин праздник

15 мин.

3 мин.

12 мин.

2

Дом

15 мин.

3мин.

12 мин.

3

Домашние
животные
Электроприборы

15 мин.

3 мин.

12 мин.

15 мин.

3 мин.

12 мин.

4

Апрель
1

Весна

15 мин.

3 мин.

12 мин.

2

Звонкая капель

15 мин.

3 мин.

12 мин.

3

Весеннее
солнышко
Цветы

15 мин.

3 мин.

12 мин.

15 мин.

3 мин.

12 мин.

4

Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение

Май
1

Дождь

15 мин.

3 мин.

12 мин.

2

Насекомые

15 мин.

3 мин.

12 мин.

3

Лето

15 мин.

3 мин.

12 мин.

4

Мониторинг на
конец года

15 мин.

Всего:

15 мин.

7ч.
45мин.

1ч. 30 мин.

Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Текущий.
Наблюдение
Итоговый.
Практическая
работа.

6ч. 15мин.

Содержание
Октябрь
1 нед. Тема: «Овощи с огорода»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным
обозначением.
2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца
1.3.

9

Теория: Какие растут овощи в огороде (название, цвет, форма).
Практика: Упражнения:
1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
2. «Морковка» - раскрась по образцу.
3. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.
2 нед. Тема: «Одежда»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.
3. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.
4. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Теория: Общее понятие об одежде. Значение предметов одежды.
Практика: Упражнения
1. П/и «Гномики- прачки».
2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание
пуговиц.
3. Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.
3 нед. Тема: «Транспорт»
Цель: Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать
слова и словосочетания.
3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить
прямые горизонтальные линии.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку
играть вместе.
Теория: Общее понятие транспорт.
Практика: Упражнения
1. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из
бумаги, смятой в комочки.
2. Пальчиковая игра «Вертолет».
3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на
подносе, следы от машины.
4. Упражнение «Топай-хлопай».
4 нед. Тема: «Домашние животные»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
2.Развивать умение координировать речь с движениями
10

3. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления
работающих групп мелких мышц.
4. Воспитывать любовь к животным.
Теория: Животные и их детеныши.
Практика: Упражнения
1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из
геометрических фигур животного с детенышем.
2. П/и «Котята»
3. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.
4. Д/и «Животные и их детеныши».
Ноябрь
1 нед. Тема: «Игрушки»
Цель:1. Продолжать учить координировать движения с речью.
2.Совершенствовать мелкую моторику рук.
3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием
прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.
4. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.
Теория: Какие бывают игрушки. Способы игр с ними.
Практика: Упражнения
1. П/г «Игрушки».
2. Упр. "Собери матрешку».
3. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар,
кирпич, кубик).
4. «Пирамидка» -лепка из пластилина
2 нед. Тема: «Птицы»
Цель:1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги,
проводить прямые горизонтальные линии.
3. Продолжать учить координировать движения с речью.
4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки
бумаги и сминать из в комочки.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о
них.
Теория: Виды птиц. Особенности их внешнего вида.
Практика: Упражнения
1. П/г. «Утята».
2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.
11

3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать
бумагу в маленькие крошки.
4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением
(фасоль, рис, греча).
5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу
сначала медленно, затем быстро.
6. Оригами «Птички».
7. Самомассаж бусинками.
3 нед. Тема: «Тема: «Посуда»
Цель:1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев
рук.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и
сминать его в комочек.
6. Воспитывать бережное отношение к посуде.
Теория: Виды посуды, её назначение.
Практика: Упражнения
1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).
2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.
3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».
4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.
5. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.
6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и
складываем в вазочку.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
4 нед. Тема «Транспорт»
Цель:1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к
деятельности.
5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.
6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в
работе обоих рук.
Теория: Виды транспорта.
12

Практика: Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».
2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина»,
«Парусник», «Самолет».
3. Игра «Грузовик построим сами».
4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и
белую фасоль по разным грузовикам.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку.
Декабрь
1 нед. Тема: «Дикие животные»
Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать
над согласованием движений рук и ног.
4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.
5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.
6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки
ложной.
Теория: Виды диких животных и их детенышей.
Практика: Упражнения
1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в
тарелочку, ложкой.
2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».
3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую
бумагу.
4. Подвижная игра «Зайка»
5. Упражнение «Веселые зверята»
6. Угостим медвежонка медом –рисование сот пальчиковыми красками.
7. Самомассаж мячиками (ежиками).
2 нед. Тема «Деревья»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и
пальцев.
3. Научить детей завязывать узелки, бантики.
4. Формировать умение координировать речь и движения.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
13

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Теория: Какие деревья бывают. Их внешний вид.
Практика: Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.
3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».
4. Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же
наполнением (рис, фасоль).
5. «Ёлочка» - рисование ладошками.
6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном
темпе.
3 нед. Тема «Зима»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение
договаривать слова и словосочетания.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Развивать умение сматывать клубочки.
Теория: Время года – зима. Её признаки.
Практика: Упражнения
1. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.
2. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»
3. Самомассаж мячиками (ежиками).
4. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.
4 нед. Тема: «Новый год. Елка»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение
договаривать слова и словосочетания.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
Теория:
Праздник - Новый год. Ёлка как атрибут новогоднего
праздника.
Практика: Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
2. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые
игрушки.
3. «Наряжаем ёлку»- рисуем пальчиком елочные игрушки.

14

Январь
1 нед. Каникулы
2 нед. Тема «Снег идет»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение
договаривать слова и словосочетания.
3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.
4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных
палочек.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Теория: Что такое снег. Его свойства.
Практика: Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».
2. «Снегопад»-рисуем пластилином.
3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными
палочками.
4.Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона
«крыше».
5. Самомассаж гранеными карандашами.
6. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном
темпе.
3 нед. Тема: «Одежда»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со
словесным обозначением.
3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Воспитывать желание помогать маме.
6. Развивать творческую фантазию.
Теория: Из чего сделана одежда. Уход за одеждой.
Практика: Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».
2. Упражнение «Помогаем маме»-развешать белье на веревку и
закрепить его прищепками.
3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава,
воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной
деталью.
15

4. Упражнение «Ткань на новое платье»-работа с лоскутками разной
фактуры.
5. «Укрась платье Маруси»-раскрашивание платья карандашами,
вырисовывание узора.
4 нед. Тема «Дикие животные»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение
договаривать слова и словосочетания.
3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.
4. Воспитывать любовь к природе.
Теория: Дикие животные (Ёж, белка)
Практика: Упражнения
1. П/г «Апельсин».
2. Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).
3. «Угости белочку орешками»-аппликация техникой обрывания бумаги.
4. «Разноцветный заборчик» -игра с прищепками.
5. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.
Февраль
1 нед. Тема «Виды транспорта»
Цель:1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.
3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные
линии.
Теория: Железнодорожный транспорт.
Практика: Упражнения
1. Упр. «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.
2. Упр. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной
дороге.
3. П/г «Путешествие».
2 нед. Тема «Профессии»
Цель:1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со
словесным обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру
машины, подбирать нужный строительный материал.
16

5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.
Теория: Профессии: повар, строитель, швея.
Практика: Упражнения
1. П\г «Месим тесто», «Строим дом».
2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста.
3. Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь.
5. «Мы строители» - строим из строительного материала гараж.
3 нед. Тема «Защитники отечества»
Цель:1. Совершенствовать мелкую моторику рук
2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски,
совершенствовать умение наносить мазки пальцами.
3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными
палочками.
4. Учить детей завязывать узелки и бантики.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
Теория: Кто такие защитники отечества.
Практика: Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».
2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».
3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками
4. Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами.
5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.
6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
4 нед. Тема «Конец зимы»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.
3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со
словесным обозначением.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть
вместе.
Теория: Признаки конца зимы.
Практика: Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке
рассортировать красную и белую фасоль.
3. Самомассаж гранеными карандашами.
17

4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем
солнышко.
5. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.
6. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.
Март
1 нед. Тема: «Мамин праздник»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Тренировать умение создавать узор по образцу.
3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.
6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их
порадовать.
Теория: 8 – марта, мамин праздник.
Практика: Упражнения
1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек
солнечные лучи вокруг желтого круга.
3. Подвижная игра «Подарок маме».
4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми
красками
5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном
темпе.
7. Самомассаж косточками фруктов.
2 нед. Тема: «Дом»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Упражнять в умении создавать изображение с помощью счетных
палочек.
3. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.
Теория: Понятие дом. Из каких частей состоит дом.
Практика: Упражнения
1. Игра «Что лишнее?»
2. П/и «Кроватка», «Стул».
3. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из
палочек на горизонтальной плоскости по образцу.
4. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.
18

3 нед. Тема: «Домашние животные»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Тренировать навык создавать изображение с помощью
геометрических фигур по образцу.
3. Учить детей рисовать волнистые линии.
Теория: Домашние животные и их детеныши.
Практика: Упражнения
1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из
геометрических фигур животного с детенышем.
2. Нарисуй хвост коню.
3. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».
4 нед. Тема «Электроприборы»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Развивать внимание.
5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.
Теория: Виды электроприборов и их назначение.
Практика: Упражнения
1. П/г «Это звери».
2. Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер»,
«Утюг»
3. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.
4. Самомассаж мячиками (ежиками).
Апрель
1 нед. Тема «Весна»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.
5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.
6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.
7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.
Теория: Весна. Признаки весны.
Практика: Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».
19

2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем
композицию : солнышко, травку, первые цветы.
3. «Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.
4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.
5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные
коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).
2 нед. Тема «Звонкая капель»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со
словесным обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Познакомить детей с пипеткой, показать как ею пользоваться
5. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Теория: Капель – как весеннее явление,
Практика: Упражнения
1. Упражнение «Что тонет, что не тонет?» -выбрать из группы
предметов то, что тонет.
2. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.
3. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.
4. Пальчиковая игра «Одуванчик».
5. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон
цветка, проснулся, заснул).
3 нед. Тема "Весеннее солнышко"
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со
словесным обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Теория: Солнце – как весеннее явление.
Практика: Упражнения
1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр.фигуры).
2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.
3. Пальчиковая гимнастика «Улитка».
4. Пальчиковая игра «Орешек».

20

4 нед. Тема: «Цветы»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со
словесным обозначением.
3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.
5. Развивать чувство формы и цвета.
6. Воспитывать любовь к природе.
Теория: Первые весенние цветы.
Практика: Упражнения
1. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички).
2. Пальчиковая игра «Букет цветов».
3. Самомассаж мячиками (ежиками).
Май
1 нед. Тема «Дождь»
Цель:1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со
словесным обозначением.
3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.
4. Развивать усидчивость, целенаправленность.
5. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Теория: Дождь – как природное явление.
Практика: Упражнения
1. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».
2. Заштрихуй тучку по образцу.
3. Самомассаж гранеными карандашами.
2 нед. Тема: «Насекомые»
Цель:1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со
словесным обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Развивать умение завязывать узелки.
5. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные
линии, дополняя созданный педагогом образ.
Теория: Виды насекомых.
Практика: Упражнения
1. П/игра «Червячки», «Паучок»
2. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
21

3. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование
3 нед. Тема: «Лето»
Цель:1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со
словесным обозначением.
3. Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.
4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.
Теория: Лето. Его признаки.
Практика: Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Лето».
2. Упражнение «Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание
красок.
3. Самомассаж мячиками (ежиками).
4. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.
4 нед. Мониторинг
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дети могут знать:
- названия пальцев рук, их очередность.
- народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с
движениями, соответствующие тексту.
Могут уметь:
- управлять своими действиями и концентрировать внимание наодном
виде деятельности.
- согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр,
потешек.
- ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и
выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими
вместе.
-у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

22

Раздел II
Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана,
рабочей программы и регламентируется расписанием образовательной
деятельности.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией образовательной программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

01.10.2023

31.05.2024

31 неделя

31 час

1 раз в
неделю по
15 минут

2.2. Условия реализации программы
Для реализации Программы в группу зачисляются дошкольники 3 - 4
лет, посещающие МАДОУ № 13 г. Богданович. Списочный состав группы
формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида
деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы до12
человек. Объем и сроки освоения Программы определяются на основании
уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных
особенностей учащихся. Программа рассчитана на 1 год (31 час) 1 раз в
неделю с учётом календарного учебного графика. Занятия строятся на единых
принципах, которые обеспечивают целостность педагогического процесса, и в
соответствии с рекомендуемыми требованиями СанПиН: объёмом учебной
нагрузки, продолжительностью занятия с учетом возраста детей – 15 минут.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение для проведения занятий должно быть светлым,
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и
после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание
23

помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго
соблюдать правила техники безопасности труда.
Для освоения программы необходимо наличие в помещении
следующего оборудования: столы, стулья для детей и педагога, шкафы для
хранения методических пособий, учебной литературы, наглядных пособий;
шкафы для хранения бумаги, работ обучающихся. В помещении должны
находиться наглядные пособия: детские книги, учебная литература педагога,
открытки, тематические альбомы. Демонстрационный материал, игрушки.
Разработки: игр, бесед, конспектов. Дидактический игровой материал. При
реализации программы особо важными являются наглядные пособия, наличие
которых также необходимо в учебном кабинете
Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует воспитатель без категории Бугаева Наталья
Михайловна,
имеющая
высшее
педагогическое
образование,
профессиональную переподготовку по программе «Содержание и методика
современного дошкольного образования в деятельности воспитателя».
Педагог должен владеть практическими навыками выполнения
трудовых функций:
-организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
-организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
-педагогический
контроль
и
оценка
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы;
-разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
Методическое обеспечение
Необходимые материалы и инструменты:
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки, прищепки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы,
бобовые, макароны);
- бумага, карандаши, краски;
- раскраски;
- счетные палочки;
- конструктор (геометрические фигуры);
- картотека пальчиковых игр;
24

- картотека художественного слова (стихи, загадки, потешки);
- фонетика (классические произведения, детский репертуар)
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг
уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и
итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса
используется тестирование по следующим показателям:
1. Дифференцированности движений рук и пальцев рук,
координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания
на одном виде деятельности:
- насколько точно выполняется действие;
- способность к переключению с одного движения на другое, трудности
нахождения поз;
- точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук,
координация движений пальцев рук;
- способность синхронно выполнять движения обеими руками.
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук,
достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими
руками.
2. Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки,
ориентировка в пространстве:
- знание народных потешки, скороговорки, текста небольших
стихотворений и инсценировок;
- знание названия пальцев рук, ориентирование в их местоположении;
- ориентирование в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Оценка в баллах:
0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не
ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;
1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет
только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в
ориентировании в пространстве;

25

2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется
незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в
пространстве;
3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр
самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в
ориентировке пространства и названии пальцев рук.
Диагностика развития мелкой моторики рук детей младшего
дошкольного возраста (3 – 4 года)
Уровень

(О) Оптимальный
(Д) Достаточный
(Н) Недостаточный

Количество баллов

6 баллов
4-5 баллов
до 3 баллов

Практические задания для определения уровня развития мелкой
моторики рук:
1. «Ладонь-кулак».
Ребенку предлагается «поиграть ладошками и кулачками». Левая рука
— ладонь: правая — кулак (и наоборот). Сначала дети выполняют движения
по показу, затем самостоятельно. Оценивается умение ребенка точно
выполнить движение.
Уровни развития:
- Сформирован в достаточной мере — ребенок выполняет задание
самостоятельно под словесное сопровождение взрослого;
- Сформирован в не достаточной мере — ребенок затрудняется
выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого;
- Не сформирован — ребенок затрудняется в выполнении движений
самостоятельно и по показу: требуется помощь взрослого (педагог
придерживает руки ребенка).
2. «Бусы в подарок маме» - нанизывание бусин на ниточку.
Дети нанизывают круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром
2,5 сантиметра на шнурок со стопором на одном конце. Оценивается точность
действий (умение продевать шнурок в отверстие шарика) на ловкость пальцев.
Уровни развития:
- Сформирован в достаточной мере - ребенок выполняет задание
самостоятельно: без помощи и показа взрослого;
26

- Сформирован в не достаточной мере — ребенок выполняет задание
после показа взрослым;
- Не сформирован — ребенок затрудняется в выполнении задания
самостоятельно, ему
требуется помощь взрослого.
3. «Прятки» - упражнения на сгибание и разгибание пальцев.
Ребенку показывается движение с ритмичным проговариванием слов:
«В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так и
головки убирали»: затем предлагается повторить это упражнение ребенку.
Оценивается быстрота и ритмичность выполнения движений.
Уровни развития:
- Сформирован в достаточной мере — ребенок выполняет
самостоятельно под речевое сопровождение взрослого. Движения ритмичные;
- Сформирован в не достаточной мере — ребенок затрудняется в
самостоятельном выполнении, но справляется с заданием по показу взрослого;
- Не сформирован — ребенок затрудняется выполнять движения
самостоятельно и по показу взрослого, не попадает в ритм речевого
сопровождения: движения слишком быстрые или же замедленные.
4. «Помоги ежику донести яблоки»
- застегивание и расстегивание пуговиц (фигура ежика — плотный
материал с пришитыми
пуговицами; яблоки — плотный материал, с прорезанными отверстиями
под пуговицы). Оценивается ловкость пальцев ребенка.
Уровни развития:
- Сформирован в достаточной мере — ребенок справляется с заданием
самостоятельно;
- Сформирован в не достаточной мере — ребенок выполняет задание
после показа и небольшой помощи взрослого;
- Не сформирован — ребенок не выполняет задание.
5. «Дорожки», «Заборчик» - умение проводить горизонтальные и
вертикальные движения.
Оценивается сила, с которой дети рисуют, т.е. сильное или слабое
нажатие руки на карандаш.
Уровни развития:
- Сформирован в достаточной мере — все линии ровные: четкие,
примерно одинаковой длины;
27

- Сформирован в недостаточной мере — линии разной длины, нечеткие:
недостаточно ровные (под наклоном: прерывистые и т.д.);
- Не сформирован — ребенок затрудняется в выполнении задания.
6. «Спрячь мышку» - штриховка изображения карандашом.
Оценивается умение ребенка закрашивать изображение карандашом:
затрачивая при этом достаточно времени и сил: т.е. выносливость.
Уровни развития:
- Сформирован в достаточной мере — ребенок штрихует все
изображение;
- Сформирован в недостаточной мере — ребенок штрихует больше
половины изображения;
- Не сформирован — ребенок штрихует менее половины изображения.
7. «Солнышко и дождик» - нанесение мазков краской на половину
бумаги.
Оценивается умение ребенка зрительного контроля движений.
Уровень развития:
- Сформирован в достаточной мере — ребенок точно наносит
изображение под «тучку»;
- Сформирован в недостаточной мере — ребенок незначительно
выходит за границы;
- Не сформирован — ребенок наносит изображение по всему листу
бумаги: не соотносит свои действия с полученным заданием.

28

2.4. Список используемой литературы
1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. М.,
Лепта Книга, 2008.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво
рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.
5. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная
группа: двигательно – оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев.
Дошкольное воспитание, №11, 2002г.
6. Ерофеева Т.В. Методическая разработка «Комплексы пальчиковой
гимнастики».Дошкольное воспитание, №11, 2022г.
7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль:
«Академия развития», 2008.
8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. –М.: «Астрель», 2006. 9.
Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., «ДОМ. XXI век»,
2007. 10. Цвынтарный В.В. Играем с пальчиками и развиваем речь. – Санкт –
Петербург: 2005.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».