Цветная логика. Блоки Дьеныша

Содержание
Раздел I. Основные характеристики программы………..3
1.1.

Пояснительная записка……………………………..3

1.2.

Учебный план (содержание)……………………….6

1.3.

Планируемые результаты…………………………..9

Раздел II. Организационно-педагогические условия…..10
2.1. Календарный учебный график……………………...10
2.2. Условия реализации программы……………………10
2.3. Формы аттестации и оценочный материалы……….12
2.4. Список используемой литературы…………………..18

Раздел I. Основные характеристики программы.
2

1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов,
требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ,
возрастных особенностях детей 3-4 лет. Программа реализуется посредством
основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, а также включает разработки
зарубежных и российских авторов. Программа разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом. А так же со следующими
нормативными документами:
 ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
 Концепцией дошкольного воспитания;
 СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 3 до 4 лет.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного
развития всех органов и систем организма ребенка, формирования
разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро
совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые
восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания
в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от
того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.
Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в
дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для
закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина)
являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить
ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета,
формировать представление об их многообразии и совокупности проявления
каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и
тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать,
анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку
овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения,
способности к моделированию и конструированию, развивают нагляднодейственное мышление, формируя переход к наглядно-образному и
логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию
координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более
сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения,
3

отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию
внимания,
памяти,
воспитывают
самостоятельность,
инициативу,
настойчивость в достижении цели.
Цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей
младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для
дальнейшего умственного развития.
Задачи рабочей программы

Создать условия для обогащения чувственного опыта,
необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и
накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности
через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.

Способствовать формированию умения ориентироваться в
различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве,
положении в пространстве и пр.).

Способствовать
развитию
способности
наглядного
моделирования.

Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в
процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение
не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения,
стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоциональноположительное отношение к сверстникам в игре.
 Способствовать
развитию сенсорных способностей, пальцевой
моторики, формированию обследовательских навыков.
Основные принципы программы:
 Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей
в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять
предъявленные требования и стремление к достижению конечного
результата.
 Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное
внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной
системы задач, активизируя познавательную сферу.
 Принцип динамичности - заключается в постановке целей по
обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и
расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
 Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной
деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
 Систематичности и последовательности – предполагает, что знания
и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то
4

есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и
тренировок.
 Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается
на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка.
 Научности – заключается в формировании у детей системы научных
знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных,
существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных
межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов
(например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Формы и режим проведения занятий
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками
Дьенеша реализуется через организацию деятельности кружка «Цветная
логика». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в
возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение.
Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей,
схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка
не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс
педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы
обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют
потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой
(движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении
дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в
комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и
подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных
видов дидактических игр:
 На восприятие формы;
 На целенаправленное развитие восприятия цвета;
 На восприятие качеств величины;
 На количество предметов;
 На развитие речи, мышления;
 На развитие способности действия наглядного моделирования.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятию в неделю,
длительностью 20 минут.
Численность детей в кружке – 13 человек делятся на 2 подгруппы, для
более качественного усвоения программы. Возраст детей 3-4 года.
5

Результатом учебной программы по сенсорному развитию детей
следует считать:
 Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно
три признака цвета, формы и величины.
 Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по
заданным признакам: цвет, форма, величина.
 Развитие способности действия наглядного моделирования, умения
давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение
планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в
конструкции.
1.2 Учебный план
№ Тема занятия, цель
п/п

месяц

1.1

«Цвет, классификация по одному признаку».
«Какой это цвет?»
Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый.

Октябрь
1 неделя

1.2

«Что нам привёз Мишутка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах
признак цвета, различать и называть основные цвета.

2 неделя

1.3

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»
Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

3 неделя

1.4

Игра на внимание «Найди пару»
Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

4 неделя

2.1

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какой это формы?»
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак
формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Ноябрь
1 неделя

2.2

2 неделя
«Что нам привёз Зайчишка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать
и называть основные геометрические фигуры.

2.3

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по
заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.

3 неделя

2.4

Игра «Отгадай фигуру»
Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по
условному обозначению (схематическое изображение геометрических
фигур).

4 неделя

3.1

Игра «Продолжи дорожку»

Декабрь
6

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры,
используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять
действия, согласно определенному правилу.

1 неделя

3.2

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какого размера фигуры?»
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак
величины.

2 неделя

3.3

3 неделя
«Угости матрешек печеньем»
Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по
заданному признаку величины

3.4

4 неделя
Игра «Укрась елки игрушками»
Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по
заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно
определенному правилу.

4.1

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».
Январь
1 неделя
«Какого цвета и формы?»
Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму.
Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий,
желтый, формы.

4.2

2 неделя
«Что лежит в корзинке?»
Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака
формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет.

4.3

Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по
двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно
определенному правилу

3 неделя

4.4

Игра «Построй домик»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по
двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных
умений, выполнять действия, согласно определенному правилУ.

4 неделя

5.1

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».
«Какого цвета, формы и величины?»
Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма,
величина.

Февраль
1 неделя

5.2

2 неделя
«Садовники»
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного
моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов
по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно
три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному
правилу,

5.3

«Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по
заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

3 неделя

5.4

«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного

4 неделя

7

моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов
по их знаково-символическим обозначениям
6.1

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
Март
1 неделя
отрицание (игра с двумя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования,
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)

6.2

2 неделя
«Бусы для мамы»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования,
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)

6.3

3 неделя
«Угости мишек печеньем»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования,
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)

6.4

«Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по
заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

7.1

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
Апрель
1 неделя
отрицание (игра с тремя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования,
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)

7.2

2 неделя
«Посади цветы на клумбы»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования,
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)
1. «Что лишнее?»
3 неделя
2. Цель: способствовать развитию способности классифицировать
геометрические фигуры по трем признакам.

7.3

4 неделя

7.4

«Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по
заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

4 неделя

8.1

«Продолжи ряд»
Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах,
цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Май
1 неделя

8.2

2 неделя
«Хоровод»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования,
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково8

символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)
8.3

3 неделя
«Магазин»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования,
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)

8.4

4 неделя
«Волшебное дерево»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования,
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)

1.3 Планируемые результаты
Основным результатом должно стать сформирование у детей первоначального
интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных
операций.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
1) Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один
предмет.
2) Умение сравнивать группы предметов, содержащих до 5 предметов и
выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
3) Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.
4) Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком
предметов.
5) Умение правильно устанавливать пространственные отношения: нанад- под, впереди – сзади –между, шире- , длиннее- короче.
6) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб,
овал, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные
по форме.

9

Раздел II
Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана,
рабочей программы и регламентируется расписанием образовательной
деятельности.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено
на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией образовательной программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата начала Дата
обучения
окончания
обучения
01.10.2023
31.05.2024

Всего
учебных
недель
31 неделя

Количество
учебных
часов
31 час

Режим
занятий
1 раз в
неделю по 15
минут

2.2. Условия реализации программы
Для реализации Программы в группу зачисляются дошкольники 3 - 4
лет, посещающие МАДОУ № 13 г. Богданович. Списочный состав группы
формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида
деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы до12
человек. Объем и сроки освоения Программы определяются на основании
уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных
особенностей учащихся. Программа рассчитана на 1 год (31 час) 1 раз в
неделю с учётом календарного учебного графика. Занятия строятся на единых
принципах, которые обеспечивают целостность педагогического процесса, и в
соответствии с рекомендуемыми требованиями СанПиН: объёмом учебной
нагрузки, продолжительностью занятия с учетом возраста детей – 15 минут.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение для проведения занятий должно быть светлым,
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и
после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание
10

помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго
соблюдать правила техники безопасности труда.
Для освоения программы необходимо наличие в помещении
следующего оборудования: столы, стулья для детей и педагога, шкафы для
хранения методических пособий, учебной литературы, наглядных пособий;
шкафы для хранения бумаги, работ обучающихся. В помещении должны
находиться наглядные пособия: детские книги, учебная литература педагога,
открытки, тематические альбомы. Демонстрационный материал, игрушки.
Разработки: игр, бесед, конспектов. Дидактический игровой материал. При
реализации программы особо важными являются наглядные пособия, наличие
которых также необходимо в учебном кабинете
Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует воспитатель без категории Казанцева Екатерина
Александровна, имеющая средне специальное педагогическое образование,
профессиональную переподготовку по программе «Содержание и методика
современного дошкольного образования в деятельности воспитателя».
Педагог должен владеть практическими навыками выполнения
трудовых функций:
-организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
-организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
-педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
-разработка программно-методического обеспечения реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
Методическое обеспечение
Необходимые материалы и инструменты:
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки, прищепки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы,
бобовые, макароны);
- бумага, карандаши, краски;
- раскраски;
- счетные палочки;
- конструктор (геометрические фигуры);
- картотека пальчиковых игр;
11

- картотека художественного слова (стихи, загадки, потешки);
- фонетика (классические произведения, детский репертуар)
- кубики
- пирамидки
- матрешки
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и
формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме,
положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное
развитие в младшем возрасте множеством исследователей считается
наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления
представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов
окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать,
что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального
развития детей младшего дошкольного возраста.
Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста в ДОУ
заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления,
выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с
ними.
Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня
развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня
развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.
При проведение обследования задания предъявляются ребенку сразу для
самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Воспитатель
предлагает ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её;
сложить целую картинку из частей, сложить цветок, называя цвета и
определить
предметы
методом
тактильного
обследования.
При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами и
комментированием действий. Если ребенок затрудняется выполнить задания
самостоятельно, воспитатель демонстрирует соответствующее действие, а
затем просит ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом
случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог
руками ребёнка собирает матрешку; складывает разрезную картинку. Вслед за
этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.
12

По всем заданиям фиксируется:
- Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность
обнаружить
ошибочность
своих
действий;
заинтересованность
в
окончательном результате
- Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных
действий, после показа, самостоятельно)
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение,
неточное соответствие
ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК
Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы,
умения использовать геометрические образцы при определении общей формы
конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.
Оборудование: три коробки (без верхних крышек) одного цвета с
изображёнными на них образцами. На первой (на передней стенке) изображён
квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг.
Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — имеющие форму квадрата
(кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — имеющие форму
треугольника (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — имеющие форму круга
(монета, медаль, полусфера и др.).
Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются
коробки. Воспитатель обращает внимание ребёнка на образец: «Смотри, здесь
изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая (круг)». Затем
вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже:
на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?»
После того как ребёнок указывает на один из образцов, педагог говорит: «А
теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой
формы), и вся процедура повторяется.
В дальнейшем воспитатель даёт возможность разложить игрушки
самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки,
смотри внимательно».
Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять
задание, педагог последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в
нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец,
то воспитатель обращает снова его внимание на образец, соотнося с ним
игрушку.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы
выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий;
обучаемость; отношение к результату.
13

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях
обучения действует неадекватно.
2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец; после
обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.
3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на
образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в
конечном результате.
РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ЧЕТЫРЕХСОСТАВНУЮ МАТРЕШКУ
Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на
величину.
Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.
Проведение обследования: воспитатель показывает ребёнку матрёшку и
просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения
всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки,
чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала
двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего
предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы
выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить;
после обучения не переходит на адекватные способы действия
2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с
матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей
матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения
действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному
способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его
методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному
способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате
4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает
матрёшку практическим промериванием и методом проб; заинтересован в
конечном результате.
СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ)
Задание направлено на выявление уровня развития целостного
восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых
разрезана на три части (петух или платье).
14

Проведение обследования: воспитатель показывает ребёнку три части
разрезной
картинки
и
просит:
«Сделай
целую
картинку».
Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части
картинки, педагог показывает целую картинку и просит сделать из частей
такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, воспитатель
сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить
другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения;
обучаемость; отношение к результату.
1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения
действует неадекватно
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо
соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения
действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному
выполнению задания; безразличен к конечному результату
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить
части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после
обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей
деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно
справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб
либо практическим промериванием.
СОБЕРИ ЦВЕТОК (4 ЦВЕТА)
Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с
образцом и назывании детьми именно этих цветов.
Оборудование: карточки, на которых изображены стебелек с
сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый).
Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать,
как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка.
Попросить собрать все лепесточки, называя цвета.
Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить
цветок, педагог показывает, как необходимо сделать и просит назвать цвет
каждого лепестка.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения;
обучаемость; отношение к результату.
1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в
условиях обучения.
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо
соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения
15

действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному
выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать
цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков;
после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей
деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно
справляется с заданием, называет все цвета правильно.
"КАКОЙ ПРЕДМЕТ НА ОЩУПЬ", "ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?"
Задание направлено на проверку уровня сформированных навыков
тактильного обследования предметов.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко,
груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок,
пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др.
Проведение обследования: педагог показывает ребёнку предметы
выложенные на столе, ребенку закрывают глаза, взрослый просит на ощупь
определить, назвать и описать предмет.
Обучение: воспитатель закрывает глаза и показывает, как нужно
обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и
после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание,
взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая
вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы
выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности
1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить;
после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать
предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу
действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его
методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному
способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует
предметы методом проб или практическим промериванием; заинтересован в
конечном результате.
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного
развития каждого из детей:
высокий уровень – выполненных заданий самостоятельно или после
показа взрослым с набранным количеством баллов 15–20;
16

средний уровень – количество набранных баллов 10–15;
достаточный уровень – количество баллов 5–10;
начальный уровень – количество баллов 0–5.
Данный вид диагностики предполагает, что минимальными усилиями
должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
Результаты такой диагностики отражают реальную картину сенсорного
развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность
образовательного процесса.
Следовательно, данная диагностика сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста, при включении в дошкольное образование,
поможет педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним
педагогическое общение и помогать дошкольнику интеллектуально
развиваться.

17

2.4. Список используемой литературы
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по
развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под
ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
2. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для
дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
3. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний.
Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей
ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей
группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
5. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от
рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер,
Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение,
1988.- 144 е.: ил.
6. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В.
Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)М., 1997.
8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения
со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и
доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми
раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение,
1983.- ООО е., ил.
10. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.:
Мозаика – Синтез, 2010.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».