Озорные ладошки

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……………………………………………3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………………………………….3
1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………………………………………………………6
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ………………………………………………………………………………………………………….17
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………………………………………………………..19
Раздел 2 .КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ…………………………………….20
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………………………………………………………..20
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………................................................................................20
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ……………………………………………………………………………………………...21
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………………………………………………………...22
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………………………...24

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ:
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка для детей 2 группы раннего возраста по развитию мелкой моторики у детей раннего
возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития
ребенка.

В

основу

программы

положены

принципы:

научной

обоснованности

и

практической

применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое
построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с
детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в
формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образовании, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155. На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения
до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Актуальность.
Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе
ДОУ. Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с
плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им
3

бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего
возраста не могут держать карандаш и рисовать им. Вот почему важно

развивать общую и мелкую моторику рук

ребенка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление,
оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует
использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать
и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий. От степени развития моторики руки в
дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения
ребенка в начальной школе.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В
истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.
Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были
разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук –
это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Вот почему важно

развивать общую и мелкую моторику рук

ребенка.
Цель программы: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста в играх,
упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:


Развивать согласованность обеих рук;
4

 Развивать

мелкую моторику пальцев;

 Развивать

навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, песком (кварцевым, кинетическим), пластилином;

 Развивать

тактильное восприятие (сенсорное развитие);

 Развивать

общую моторику, координацию движений;

 Развивать

мышление, воображение;

 Формировать


положительный настрой на занятия со взрослым.

Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации.

Направленность программы – развивающая.
Участники: Дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатель.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности
и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие
познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики.

5

1.2.Учебный план
«Источники
способностей
и
дарований
детей
на
кончиках
их
пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
№

Этап занятия
Тема
занятия

Развитие
общей
моторики

Самомассаж
рук

Пальчикова
я игра

Игры
предметами
материалами

с Продуктивная деятельность
и

Жестовая
Самомассаж
игра «Где ладоней
же, где же «Дождик»
наши
ручки!»

«Дождик»
(см.
приложение
)

Игра
прищепками
«Дождик»

с Пальчиковое рисование «Капельки»
Учить детей ритмично наносить
ритмичные мазки, точки легким
движением, прикладывая пальчик к
бумаге
под
словесное
сопровождение.
Развивать
координацию движений, соотносить
рисунок со словесным образом.
Совершенствовать
творческие
способности детей посредством
художественно-изобразительной
деятельности,
используя
нетрадиционную
технику
рисования.

«Дождик»

Знакомство
сухим

с Поделка «Тучка» (ватные шарики)
Вовлекать детей в сотворчество с

Октябрь
1.

«Дождик»

2.

«Тучка»

Самомассаж
ладоней

6

«Дождик»

бассейном
(природный
материал)

педагогом: разрывать салфетки,
сминать в комочки и приклеивать на
силуэт большой тучки. Знакомить с
элементами бумажной пластики.
Вызвать интерес к коллективной
работе.
Аппликация
из
пластилина
«Мухомор»
Научить детей делать «налеп» из
пластилина.

3.

«Мухомор»

Самомассаж
«Тук-тукладоней «Я тук»
катаю
мой
орех»
(с
помощью
грецкого
ореха)

Знакомство
с кинетическим
песком
Упражнение
«Здравствуй
песок»

4.

«Осенний
листочек»

Самомассаж
«Тук-тукладоней «Я тук»
катаю
мой
орех»
(с
помощью
грецкого
ореха)

Игра «Листочек Рисование отпечатками листьев
лети»
«Осенний
листочек»
Развитие творческих способностей
детей,
раскрытие
творческого
потенциала и личностных качеств
младших
дошкольников
посредством
нетрадиционной
техники
изобразительного
искусства.

5.

«Ежик»

Самомассаж
«Ежик-ежик Шнуровка
ладоней
колкий»
«Ежик
«Шишка» (с
яблоками
помощью
грибами»

Пальчиковое рисование «Ежик»
с Учить детей наносить длинные и
и короткие
штрихи
в
одном
направлении.
Отработка
7

шишки)

свободного движения перемещения
руки по всему листу.

Ноябрь
6.

«Ёжик
ежата»

и

7.

«Цыпленок»

8.

«Зернышки
для птички»

Самомассаж
«Ежик-ежик Игра
ладоней
колкий»
прищепками
«Шишка» (с
Ежик
помощью
шишки)

Жестовая
игра
«Вместе с Самомассаж
«Птички»
нами!»
ладоней
«Ежик»
(с
помощью
массажного
мячика)
Самомассаж
«Птички»
ладоней
«Ежик»
(с
помощью
массажного

с «Ежик и ежата» поделка из макарон
Учить
создавать
поделки
из
макарон.
Задачи:
Продолжать
знакомить
с
разнообразным
материалом
и
способами работы с ним; обучить
изготовлению поделки из макарон.
Воспитывать любовь к природе,
усидчивость
и
терпение
изготавливать поделки аккуратно.

Игра «Накорми
птичку» (семена
тыквы,
сухой
бассейн)

Рисование ладошками «Цыпленок»
Знакомство
с
новой
нетрадиционной
техникой
рисования «Рисование ладошками»

Игра «Накорми Лепка «Зернышки для птички»
птичку» (сухой Продолжать знакомить детей с
бассейн)
пластилином (желтого цвета) и его
свойствами

8

мячика)
9.

«Синичка»

Самомассаж
«Птички»
ладоней
«Ежик»
(с
помощью
массажного
мячика)

Игра «Накорми Аппликация с семечками «Кормим
птичку»
синичку»
изучение цвета
Закреплять
представления
о
зимующих птицах, их названиях,
особенностях строения тела. Учить
работать
коллективно,
совершенствовать
умение
правильно располагать шаблон на
основе.
Учить
правильно
и
аккуратно пользоваться клеем, при
необходимости
пользоваться
салфеткой.
Развивать
умение
доводить начатое дело до конца.

Декабрь
9.

«Снегопад в Жестовая
Растирание
лесу»
игра
«Ручки
«Вот
так греем»
холод, вот
мороз!»

«Серенький
зайка»

Игра
«Бумажные
снежки»

Пальчиковое рисование «Снегопад
в лесу»
Продолжать знакомить детей со
временем года - зима. Учить детей
рисовать
точки
пальчиком,
распределяя
их
по
всему
листу. Воспитывать интерес к
рисованию.
9

10
.

«Снеговик»

Растирание
«Ручки
греем»

«Серенький
зайка»

Игра «Снежки» Поделка «Снеговик» (ватные диски)
(кинестетически познакомить
детей
с
й песок)
нетрадиционной
техникой
аппликации из ватных дисков.

11
.

«Дед Мороз»

Растирание
«Добываем
мы огонь»

«Маленькая
елка»

Игра
елку»

12
.

«Новогодняя
игрушка»

Растирание
«Добываем
мы огонь»

«Маленькая
елка»

Игра
с Поделка из кварцевого песка
прищепками
«Новогодняя
игрушка»
«Иголки
для Развитие у детей творческих
елки»
способностей
и
интереса
к
рисованию цветным песком.

13
.

«Снегопад»

Растирание
«Раскатаем
колобок»

«Маленький Шнуровка
Егорка»
«Снеговик»

Рисование ватными палочками
«Снегопад»
Учить
детей
рисовать
в
нетрадиционной технике, ватными
палочками, падающие снежинки

«Маленький Игра
Егорка»
«Волшебный
мешочек»

Песочная аппликация «Варежка»
Расширение
представлений
о
характерных особенностях зимней
природы. Продолжать прививать

«Наряди Аппликация из ваты «Борода Деда
Мороза»
Продолжать знакомить детей с
нетрадиционной
техникой
аппликации из ватных дисков.

Январь
14
.

«Варежка»

Растирание
«
Мы
«Раскатаем
ногами топколобок»
топ!»

10

интерес к аппликации.
15
.

«Витамины»

Поглаживани
е «Сорока»

«Снеговик»

Игра
«Что Аппликация «Витамины в баночке»
спряталось
в Обучение детей лепке витаминов из
комочке»
пластилина.

16
.

«Зимняя
фантазия»

Поглаживани
е «Сорока»

«Снеговик»

Игра
«Снегопад»

Аппликация с манкой «Сугробы»
Развитие творческих способностей
детей младшего возраста.

Февраль
17
.

«Гроздья
рябины»

Жестовая
Растирание
Игра
«Пила»
«Где
же
наши
ручки!»

«Пальчики»

Игра «Накорми
птичку» (семена
гороха,
сухой
бассейн)

Аппликация
из
пластилина
«Гроздья рябины»
Уточнить
и
закрепить
представление детей о рябине.
Развивать
умение
разминать
и раскатывать
пластилин
по
картону.
Развивать
мелкую
моторику руки.
Воспитывать любовь к природе,
чувства гармонии и красоты
природы, уважительное отношение
к объектам природы.

18
.

«Дерево»

Растирание
«Пила»

«Пальчики»

Игра
«Самолетик,
лети!»
(дыхание)

Аппликация «Дерево с сердцем» (ко
дню
Святого
Валентина»
В
предметной аппликации дети
овладевают умением вырезать из
11

бумаги и наклеивать на фон
отдельные
предметные
изображения, которые в силу
специфики деятельности передают
несколько
обобщенный,
даже
условный
образ
окружающих
предметов или их отображений в
игрушках, картинках, образцах
народного искусства.
19
.

«Празднична
я рубашка»

Растирание
«Строим
дом»

«Сложи
пазл:
«Домашнее
животное»

Игра
«Нарви Аппликация
«Праздничная
молодой травки рубашка»
(праздник
День
для зайчика»
защитника
Отечества)
продолжать
учить
создавать
подарки
своими
руками;
- совершенствовать навыки работы
с необходимыми материалами и
инструментами, соблюдая правила
ТБ;
развивать
индивидуальные
творческие
способности,
художественный
вкус;
воспитывать
трудолюбие,
усидчивость, аккуратность в работе.

20
.

«Рыбалка»

Растирание
«Строим
дом»

«Сложи
пазл:
«Домашнее
животное»

Игра «Рыбалка»

Аппликация
с
помощью конструктора «Рыбки»
Учить детей вырезать предмет с
помощью трафарета, аккуратно
12

наклеивать элементы аппликации,
располагая их в определенном
порядке.
Закрепить
прием
вырезывание
«гармошкой».
Развивать чувство композиции.
Закрепить знания детей о водных
животных.
Воспитывать
коммуникативные
способности.
Развивать мелкую моторику рук.
Март
21
.

«Бусы
мамы»

для Жестовая
игра
«Мамины
помощники
»

Растирание
«Добываем
мы огонь»

«Выгладим Игра «Бусы»
платочки
для мамы и
дочки»

Рисование пробками «Бусы для
мамы»
Развивать у детей стойкий интерес к
изобразительной
деятельности. Формировать умение
самостоятельно выбирать цветовую
гамму красок, соответствующую
радостному
праздничному настроению. Развива
ть
цветовое
восприятие,
совершенствовать мелкую моторику
пальцев рук и кистей. Вызвать
положительный
отклик
на
результаты
своего
творчества.
Прививаем любовь
к
самому
родному человеку – маме.
13

22
.

«Мимоза»

Растирание
«Добываем
мы огонь»

«Выгладим Игра
платочки
(кинетический
для мамы и песок) «Бусы»
дочки»

Поделка из салфеток «Мимоза»
Обучение
детей
выполнению
наклеивания комочков из бумаги
(салфеток). А также листов из
цветной бумаги для получения
красивой ветки мимозы.

23
.

«Цветы
мамы»

для

Поглаживани
е «Мурка»

«Пирожки»

Игра «Песочные Рисование пальчиками «Цветы для
каракули»
мамы»
Продолжать
учить
детей
нетрадиционной технике рисования
–пальчиками. Закрепить знание
красного и зеленого цветов.
Вызвать у детей эмоциональный
отклик. Воспитывать аккуратность.

24
.

«Блины
пироги»

и

Поглаживани
е «Мурка»

«Пирожки»

Игра «Я пеку» Лепка из соленого теста «Блины и
(кинестетически пироги»
й песок)
Ознакомление с техникой лепки из
соленого теста.

Растирание
«Крепко
пальчики
сожмем»

«Сложи
пазл:
«Домашнее
животное»

Игра «Пришей Аппликация из ниток «Весенний
пуговицу»
луг»
Формирование
эмоционального
отношения к окружающему миру.

Растирание

«Сложи

Игра «Сюрприз» «Еда

Апрель
25
.

«Весенний
луг»

26

«Еда

для

Жестовая
игра «Вот
мы
в
автобусе
сидим»

для

птиц»

(червячки

из
14

.

птиц»

«Крепко
пальчики
сожмем»

пазл:
«Домашнее
животное»

пластилина)
Учить детей раскатывать пластилин
прямыми движениями ладоней в
«колбаску».
Развивать
чувство
формы, тактильные ощущения,
мелкую моторику. Воспитывать
интерес
к
продуктивной
деятельности посредством игрового
сюжета, вызывать у детей чувство
необходимой помощи близким.

27
.

«Жираф»

Растирание
Упражнение Игра
«Плыви, Аппликация «Пятна у жирафа»
«Мы точили «Солнышко кораблик!»
учить создавать изображение по
карандаш»
»
(дыхание)
представлению;
-закрепить
умение
создавать
выразительный
образ
жирафа,
используя
способ
обрывной
аппликации.
-развивать
коммуникативные
качества в ходе общения и
выполнения общего творческого
задания;
-развивать
мелкую
моторику
пальцев рук, чувство формы,
эстетическое восприятие;
-воспитывать
интерес
к
окружающему миру и умение
разговаривать о его объектах со
15

взрослыми и сверстниками;
28
.

«Солнышко»

Растирание
Упражнение Игра
«Мы точили «Солнышко прищепками
карандаш»
»
«Солнышко»

с Лепка «Солнышко» (размазывание)
продолжать
учить
детей,
надавливающими
движениями
указательного пальца размазывать
пластилин на картоне;
формировать интерес к работе с
пластилином; развивать мелкую
моторику.

Май
29. «Красивый
одуванчик»

Жестовая
Растирание
игра
«У «Мельница»
жирафа»

«Птенчики
в гнезде»

Игра
«Пуговицы»

30. «Цветы»

Растирание
«Мельница»

«Птенчики
в гнезде»

Игра «Следы» Рисование пальчиками «Цветы»
(кинестетически Продолжать учить детей рисовать
й песок)
пальчиками. Развивать фантазию,
пространственное
воображение,
мелкую моторику рук.

31. «Бабочка»

Самомассаж
«Жук»
пальцев рук
«Этот
пальчик» (с
помощью
массажного

Упражнение
«Лети, бабочка»

Аппликация «Красивый одуванчик»
сделать аппликацию одуванчика из
цветной бумаги и салфетки.

Аппликация «Бабочка» Научить
детей
создавать
несложную
композицию из геометрических
фигур.
Активизировать
самостоятельность детей.

16

мячика)
32. «Гусеница»

Самомассаж
«Жук»
пальцев рук
«Этот
пальчик» (с
помощью
массажного
мячика)

Игра «Прятки» Лепка (радужный песок) или
(насекомые,
пластилин «Гусеница»
сухой бассейн)
Научить
детей
создавать
композицию на зеленом листочке,
используя пластилин.

1.3. Содержание рабочей программы.
Модуль 1. Развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Обязательная часть рабочей программы.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Проектная деятельность:
Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.
Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов.
Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность —
это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.

17

Развитие у детей устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к
окружающему миру.
Модуль 2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
Обязательная часть рабочей программы.
Дидактические игры.
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила
игры.
Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить
сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал),
объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять
изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными,
электронными, компьютерными и др.).
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое
действие.
Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.
Развитие воображения и творческой активности в ознакомлении с культурным наследием.

18

Модуль 3. Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени и др.).
Обязательная часть рабочей программы.
Сенсорное развитие:
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина,
расположение в пространстве и т.п.), включая органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов
плоскостные и объемные формы.
Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по
предмету. Расширять представления о фактуре предметов. Совершенствовать глазомер.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения
пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются
навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять
полученные умения в повседневной жизни.
Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание,
согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и
кистей рук.
19

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график:
№

Темы занятий

Месяц

Количество занятий

1.

Осень

Октябрь

4

2.

Птицы и животные

Ноябрь

5

3.

Зима

Декабрь, январь

8

4.

Деревья

Февраль

2

5.

День защитника Отечества, рыбалка

Февраль

2

6.

Цветы, мамин день

Март

4

7.

Весна, животные

Апрель

4

8.

Цветы, насекомые

Май

4

Итого

32

2.2 Условия реализации программы
Наглядные пособия: Шнуровка: «Ежик с яблоками и грибами», «Снеговик»; «Волшебный мешочек», пазл:
«Домашнее животное», «Мозаика»,
Материал: Бумага, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, гуашь, кисти, салфетки, прищепки,
кинетический песок, шнуровки, пробки, картон, клей ПВА, подносы с песком, клеенки, тряпочки, ватные диски, ватные
палочки, поролоновые тампоны, счетные палочки,
20

природный материал: семена тыквы, гороха, фасоль, сухие листья различных деревьев, крупа, манка, макароны.
2.3 Формы аттестации.
Не предусмотрено.
2.4 Оценочные материалы.
Диагностика проводится по следующим критериям:
 Статические

нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен

удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
 Динамические

нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется

скоординированная работа обеих рук).
 Тактильные

ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и

материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
 Величина

тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно

сжимать ладонь воспитателя.
 Умение

координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух

статических положений кисти руки (кулак — ребро).
 Работа

щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли

выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.
Диагностика знаний и умений детей:
Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать
кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами,
21

фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы. Умеет выполнять действия
пальчиковых игр, согласно тексту.
Средний

уровень:

Умеет

пользоваться

некоторыми

изобразительными

инструментами,

владеет

формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Выполняет
движения пальчиковых игр совместно с педагогом.
Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и
побуждении взрослого, выполнять движения пальчиковых игр.
Структура занятия: самомассаж пальчиков, занятие по теме, пальчиковая игра
Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы
поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре
материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)

22

Результаты диагностики знаний и умений
за период с октября 2023 г. по май 2024 г.
№ Фамилия, имя
Статические
нагрузки

Тактильные
на ощущения.

мускулатуру кисти

Величина тонуса Умение

Работа

мышц

щепоти руки.

кистей координировать

рук.

движения руки.

рук.
1
2
3
4
5
Критерии оценки:
3 балла — делает все самостоятельно,
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,
1 балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.
Высокий уровень – 18-21 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10 баллов.
23

2.5 Список литературы.
1.Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,
2006 - 192 с.-(Ранний возраст)
2.Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007, - 56 с.: цв.
вкл.
3.Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с.
Книголюб, 2006. - (Психологическая служба)
4.Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для
воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007 – 56 с.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».